Спорт, питание, похудение, упражнение

Пдд семьей на велосипеде в доу. Конспект занятия по ПДД в старшей группе детского сада

Цели: способствовать формированию культуры поведения на дорогах; учить различать дорожные знаки; учить определять места для игр и катания на велосипеде; познакомить с дорожными знаками, регламентирующими передвижение велосипедистов.

Материал: слайды (дорожные происшествия); карточки со знаками дорожного движения; плакаты, иллюстрирующие правила передвижения на велосипеде.

Ход занятия

Педагог. Когда-то, когда вы были совсем маленькими, вы учились ходить, разговаривать, кушать. Теперь, когда вы подросли, вам нужно научиться правильно вести себя в мире дорог и машин. Надо уметь пользоваться удобствами, которые создает этот мир, и избегать опасностей, которые в нем подстерегают. Чтобы жить безопасно в мире машин, нужно знать правила поведения в этом мире. Ведь поведение, которое дома кажется вполне нормальным и безопасным, в мире машин может привести к тяжелому ранению или гибели человека. Давайте посмотрим, какие возможны неприятные случаи и как их можно избежать.

Рассматривают слайды и обсуждают ситуации.

Педагог . А теперь давайте обсудим правила поведения на улицах.

Правило 1 . Переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу. Он обозначается специальным знаком — «Пешеходный переход» (показывает карточку).

Что такое переход?

Это знает каждый кот!

Уважают эти знаки

Даже кошки и собаки!

Правило 2 . Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу (даже если ты очень спешишь или тебя зовет твой друг). Перед дорогой обязательно остановись и осмотрись по сторонам.

Правило 3. Нельзя играть на проезжей части и даже на тротуаре. Такие игры могут привести к несчастью. Скажет каждый постовой: «Не играй на мостовой!»

Педагог. А теперь слушайте загадку.

День рожденья у меня — подарили мне коня.

Замечательный какой, голубой-прешлубой!

Ездить нужно осторожно, за рога держаться можно.

Жаль вот только, гривы нет. Что за конь? (Велосипед.)

Не секрет, что все дети любят кататься на велосипеде. Оказывается, для езды на велосипеде тоже есть свои правила безопасности. Для того чтобы их понять, посмотрите на плакаты.

Правило 1 . Не катайся в местах, где можно случайно выехать на проезжую часть. Даже если катаешься во дворе, будь предельно внимательным.

Правило 2. Никогда не надейся на то, что водитель автотранспорта тебя заметит. Позаботься о себе сам.

Правило 3. Никогда не шали на дороге, цепляясь за бамперы автомобилей. Может произойти непоправимое.

Правило 4. Не переезжай проезжую часть на велосипеде, а переходи ее по пешеходному переходу, придерживая велосипед за руль.

А какие же дорожные знаки помогут вам без опаски и с уверенностью ездить на велосипеде? Как вы думаете, ребята? Выберите их среди знаков на стенде.

Дети рассматривают знаки и выбирают три из них: «Велосипедная дорожка», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Движение на велосипедах запрещено» (см. рис.). Педагог подробно рассказывает о назначении каждого знака.

Проводится сюжетная игра. Ребята по своему усмотрению расставляют знаки дорожного движения по кабинету. Кто-то становится «пешеходом», кто-то «велосипедистом», а кто-то «водителем автомобиля». По сигналу педагога начинается движение. Дети комментируют свои действия.

БЕСЕДА

Тема: Вождение велосипеда

руководителя кружка «ЮИД»

Иванова Геннадия Владимировича

МОУ лицей «№2»

Г.Джанкой, Республика Крым, Россия

Цель: изучить правила движения для велосипедистов.

Инвентарь: велосипед, полоса фигурного вождения, видеопроектор.

1
. ХОД БЕСЕДЫ: Велосипед – это очень удобный и распространённый вид транспортного средства. Многие учащиеся имеют велосипеды и любят кататься на них, а некоторые используют велосипед для поездок в школу, к товарищам и т.д. Во время таких поездок велосипедист передвигается по улицам и дорогам в общем транспортном потоке. Но многие не знают, что велосипед – это опасный вид транспортного средства, так как водитель велосипеда не защищен, как водитель автомобиля, кузовом или кабиной и в движении велосипед неустойчив. Водить велосипед по улицам и дорогам могут учащиеся не моложе 14 лет. Прежде чем выехать на дорогу, велосипедист должен не только хорошо изучить велосипед и научиться его водить, но и отлично изучить и знать правила дорожного движения. При езде велосипедисты, как и водители других машин должны двигаться по правой стороне дороги. Велосипедисты должны двигаться только в один ряд и на расстоянии не более одного метра от правого края проезжей части. Выезд на расстояние более одного метра от правого края проезжей части разрешается лишь для обгона, объезда. Все маневры необходимо производить с предосторожностями, подавая сигнал поворота. Совершив, обгон или объезд велосипедист должен опять занять свое место у правого края проезжей части.

Поворот налево и разворот для движения в обратном направлении велосипедисту разрешены только на улицах с одной полосой для движения в данном направлении. Во всех остальных случаях надо сойти с велосипеда и как пешеходу, ведя велосипед руками совершить нужный переход.

Часто учащиеся выезжают на велосипедах за город. Если у загородной дороги есть велосипедная дорожка, обозначенная дорожным знаком «Велосипедная дорожка», то необходимо двигаться по ней. В пути следования велосипедная дорожка может пересекаться с дорогой, если перекрёсток не регулируемый – то велосипедисты должны уступать дорогу транспортным средствам.

При движении по дорогам велосипедистам запрещается ездить не держась за руль так как это часто приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Велосипедистам запрещается ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам.

Перевозить груз на велосипеде разрешается, но перевозимые предметы не должны мешать управлению велосипедом, и не должны выступать более чем на пол метра по длине и ширине велосипеда. При маневрировании необходимо соблюдать особую осторожность и выполнять все требования правил движения транспорта и заблаговременно подавать предупредительные сигналы рукой.

Просмотр фильма: «Правила движения для велосипедистов».

3.Практическое занятие: «Полоса фигурного вождения».

    Коридор из длинных досок.

    Слалом между расставленными конусами.

    Перевоз ёмкости с водой с одной точки в другую.

    Скачек через брус.

    «Восьмёрка».


Теплое время года и солнечная погода способствуют появлению на улицах маленьких велосипедистов. Веселое и полезное занятие переплетается с риском травм, ушибов и других неприятностей. Поэтому очень важно подобрать ребенку правильную экипировку и научить правилам езды.

Катание на велосипеде является хорошим тренажером для всего тела. Данный вид развлечения укрепляет сердце, сосуды, способствует профилактике заболеваний спины, улучшает осанку, укрепляет физическую форму организма. Но самое главное, что крутя педали, ребенок получает массу позитивных эмоций.

Стоит учитывать, что даже на маленьких участников транспортного движения распространяются соответствующие правила и ограничения при катании на велосипеде. Родителям стоит в доступной форме рассказать о них ребенку, объяснить непонятные нюансы и проследить за исполнением этих требований.

1. Родителям стоит проследить за наличием звукового сигнала и световозвращателей на велосипеде. В правилах дорожного движения указано, что спереди двухколесный транспорт необходимо оснастить белым катафотом, по бокам - оранжевым, сзади - красным.

2. Для безопасного передвижения в темноте или при других условиях плохой видимости обязательным является наличие фонаря или специальной велосипедной фары.

3. Важно учитывать возрастные ограничения при езде на велосипеде. Под родительским контролем малыши до 7 лет могут кататься по тротуарам. Старшим детям до 13 лет дозволяется движение по отведенным велосипедным дорожкам и паркам. С 14-летнего возраста ребенок может сам передвигаться на велосипеде по автодорогам.

4. Если юный велосипедист будет ездить по проезжей части, разумно установить на детские велосипеды оптом одесса зеркала заднего вида и задний красный мигающий сигнал.

5. Движение по проезжей части разрешаться в крайней правой полосе и обочине, не создавая препятствий и помех для пешеходов. Ездить можно только в один ряд. Но если есть специальные дорожки, отведенные для велосипедистов, то стоит воспользоваться ими.

6. Двигаясь по автодороге, велосипедист должен предупреждать о своих дальнейших маневрах водителей и других участников дорожного движения. Поворачивая нужно вытянуть руку в сторону желаемого направления (налево - левая вытянутая рука, направо - правая вытянутая рука). Левую руку поднимают вертикально перед остановкой велосипедиста на месте.

7. Для обеспечения безопасности пешеходов и вашего ребенка, научите его основным правилам ПДД для велосипедистов:

  • Любые повороты велосипедистов, которые требую пересечения двух и более полос автодороги, строго запрещаются правилами дорожного движения.
  • Нельзя пересекать дорогу на велосипеде, стоит спешиться и только потом перейти по зебре или другим переходам.
  • Выезжая из придомовой территории нужно уступить транспортным средствам, движущимся по проезжей части.
  • Люди, переходящие выезд из придомовой территории, имеют преимущество перед велосипедистами, им нужно уступать дорогу.
  • Нельзя осуществлять движение на красный свет светофора.
  • Необходимо уступать дорогу людям, пересекающим проезжую часть по переходу.

8. Среди правил дорожного движения для велосипедистов выделяют следующие нюансы: во время езды нельзя держаться за другой транспорт, отпускать руль или снимать ноги с педалей, запрещается разговор по мобильному без гарнитуры, нельзя перевозить других пассажиров на велосипеде.



9. Обязательно перед ездой осмотрите велосипед на исправность тормозов, звукового сигнала, световозвращателей и др. Не стоит отправлять ребенка кататься на неисправном транспорте. В дальнейшем пускай дети сами следят за техническим состоянием велосипеда.

10. В ПДД не указано обязательное наличие защитных средств, например, шлема. Но на практике они могут уберечь ребенка от множества опасных для жизни моментов при езде, ударов при падении и других неприятностях.

С самого детства, покупая малышу велосипед, учите его быть внимательным и ответственным участником дорожного движения. Объясняйте правила и рассказывайте, зачем они нужны. Обезопасив ребенка правильной экипировкой, исправным транспортом и знаниями, вы не будете переживать, а ребенок сможет в полной мере насладиться прогулкой.

Подготовила Наталия Билык

Задачи:

Обучающие:

познакомить детей с дорожными знаками: «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Движение на велосипеде запрещено», «Велосипедная дорожка»;

формировать представление о том, что для игр и катания на велосипеде отводятся специальные места;

продолжить изучение правил поведения детей на улице.

Развивающие:

развивать нравственные качества;

довести до сознания детей то, что от того, как они ведут себя на улице, зависит их безопасность и безопасность окружающих людей;

продолжать формировать умения и навыки действовать согласно правилам дорожного движения.

Воспитательные:

воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, умение выслушивать ответы товарищей.

Формы работы с детьми:

художественное слово;

рассматривание иллюстраций;

сюрпризный момент;

физкультминутка в виде игры «Можно – нельзя»;

решение проблемной ситуации.

Оборудование:

Игрушка Колобок; дорожные знаки: «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Движение на велосипедах запрещено», «Велосипедная дорожка»; сигнальные карточки (красный–нельзя, зеленый–можно); картинка с изображением велосипеда.

Активный словарь:

«Движение на велосипеде запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка», части велосипеда – «седло», «рама».

Пассивный словарь:

Велосипед, колесо, руль, педали, проезжая часть, дорога, КАМАЗ.

Предварительная работа:

Экскурсии на игровые площадки, чтение стихотворений о велосипеде, игры на велосипедах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Эмоциональный настрой

Дети с воспитателем стоят в кругу, взявшись за руки, и произносят слова, выполняют движения в соответствии с текстом:

Шире наш чудесный круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протяните,

Лучики его возьмите

И к груди своей прижмите.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди. (дети садятся на стулья).

2. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Из муки его слепили,

После в печку посадили.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел,

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу,

Встретил рыжую лису,

От неё уйти не смог.

Кто же это?

Дети: колобок (слайд 2) Вношу игрушку – колобок.

Колобок: Я так давно не был у вас в гостях, что стал даже скучать. Но я пришел по делу. Вы мне много рассказывали о наземном транспорте. У меня тоже есть свой транспорт – это велосипед, но я не знаю о нём ничего. Вы расскажите мне, как устроен велосипед. Где можно на нём кататься? Я так люблю кататься.

Воспитатель: А у вас есть велосипеды? Вы любите на них кататься?

Дети: Да, мы любим на них кататься. (Слайд 3)

Воспитатель: Посмотрите на этот велосипед, и расскажите, из каких частей он состоит. Как называется часть велосипеда, где сидит водитель? За счёт чего двигается он? А это что? (Показываю на раму) и т.д. Чем накачивают колёса?

3. Игра «Назови, чего не хватает». (Слайды 4-7)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не хватает». Посмотрите внимательно на каждый слайд. Назовите, чего не хватает у велосипеда?

Дети: Не хватает колеса, седла, руля, педалей.

4. Колобок: Спасибо. Здорово, конечно, прокатиться на велосипеде, только я не знаю, где это можно сделать. У меня есть велосипед, но я не представляю, как я на нем поеду по проезжей части дороги. Да меня какой-нибудь КАМАЗ не заметит и раздавит.

Воспитатель: Почему Колобок боится выезжать на дорогу на велосипеде?

Дети: Боится попасть в аварию, не знает правила и т.д.

Воспитатель: А где, по вашему мнению, можно кататься, а где нельзя?

Дети: Можно кататься во дворе, по велосипедной дорожке, по тротуару. Нельзя – на дороге, где много машин.

Воспитатель: Правильно. На велосипеде маленьким детям на проезжую часть дороги выезжать нельзя, а кататься и играть нужно только во дворах или площадках. Если что-то случилось с велосипедом – не задерживаться на дорожке, уйти в сторону. (Слайды 8-9)

Воспитатель: Где катается котёнок?

Дети: По дорожке.

Воспитатель: Почему щенок не едет на велосипеде, а везёт его?

Дети: Потому что он идёт по тротуару и навстречу ему могут идти пешеходы.

Воспитатель: Что вы видите на этом слайде?

Дети: Как дедушка учит девочку кататься на велосипеде во дворе.

Воспитатель: При езде на велосипеде необходимо соблюдать правила. Посмотрите, как можно ездить и как ездить нельзя. (Слайд №10)

Воспитатель: Посмотрите на этих велосипедистов. Кто из них соблюдает правила езды на велосипеде? (Слайд 11)

Воспитатель: Я буду показывать на каждого велосипедиста, а вы покажете красный или зеленый кружок. Красный – если нельзя так кататься, зеленый – если можно.

5. Игра «Можно – нельзя»

Дети ложатся на спинки. Имитируют езду на велосипеде. Воспитатель называет различные места для катания на велосипеде. Дети реагируют: если можно – крутят педалями в воздухе, а если нельзя – лежат спокойно.

На остановке автобуса … (лежат спокойно)

Во дворе … (крутят педалями)

На проезжей части … (лежат спокойно)

На полянке … (крутят педалями)

По лестнице … (лежат спокойно)

По тротуару … (лежат спокойно)

На площадке … (крутят педалями)

6. Воспитатель: А еще существуют специальные дорожные знаки для велосипедистов.

У кого велосипед –

Говорят: Проблемы нет!

Сел, педалями крути

Где захочешь – там кати!

Все не просто, все не так

Езди там, где этот знак:

Круг окрашен в синий цвет,

А в кругу велосипед. (Слайд 12)

Воспитатель: Этот знак называется «Велосипедная дорожка». Он разрешает движение только на велосипедах и мопедах. По велосипедной дорожке могут двигаться также пешеходы (при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки).

Знак запомните друзья,

И родители, и дети:

Там, где он висит, нельзя

Ездить на велосипеде!

Воспитатель: Этот знак «Движение на велосипеде запрещено». Он относится к запрещающим знакам. Этот запрещает движение велосипедов и мопедов в обоих направлениях дороги.

Воспитатель: А для водителей ставят знак «Пересечение с велосипедной дорожкой». Этот знак предупреждающий. Он предупреждает водителей и велосипедистов о том, что скоро будет пересечение дороги с велосипедной дорожкой. Велосипедистам необходимо снизить скорость и уступить дорогу транспортному средству. (Слайд 13)

Когда педали я кручу,

Мне все на свете по плечу!

Но вот знакомый знак узнал:

Водителю и мне сигнал.

Тут я приторможу немножко,

Хоть хочется лететь вперед:

Велосипедная дорожка

Машинный путь пересечет.

Воспитатель: А чтобы хорошо запомнить эти знаки я предлагаю вам поиграть.

7. Игра: «Выбери правильный знак»

Ситуация:

В центре комнаты ставятся два знака по разным направлениям: «Велосипедная дорожка» и «Движение на велосипеде запрещено». Дети должны выбрать верное направление, объяснив свое решение. Выбрав правильный знак, дети под музыку начинают двигаться в нужном направлении, имитируя езду на велосипеде.

Колобок: Спасибо, ребята. Теперь я знаю, где можно ездить на велосипеде. (Слайд 14)

8. Анализ

– А вы, ребята, запомнили знаки? Что они обозначают? Какой из них запрещающий? А какой предупреждающий? Почему нужно соблюдать правила езды на велосипеде? Посмотрите, у меня на подносе кружки трёх цветов. Что можно из них сделать? Правильно, светофор: красный, жёлтый, зелёный. А ещё с их помощью вы сами оцените, как сегодня отвечали. Если вы были на занятие активными, знали ответы на все вопросы, то возьмите зелёный круг, а если не очень активны, то жёлтый круг. Если вам задания показались сложными, и вы затруднялись ответить на многие вопросы – то красный круг. А теперь поднимите свои кружки. Молодцы, все правильно оценили свою работу. Теперь представьте, что мы с вами сели на велосипед и поехали кататься.

Ребятки, всегда соблюдайте правила езды на велосипеде!


Катание на велосипеде способствует развитию ориентировки детей в пространстве, сохранению равновесия, развитию таких ка­честв, как выносливость, скорость, ловкость, смелость, уверенность в своих силах.

Умение ездить на велосипеде представляет собой сложное двигательное действие. Основная трудность состоит в со­хранении равновесия, так как опорная поверхность мала, а центр тяжести ребенка расположен высоко. Поэтому дошкольники вна­чале обучаются катанию на трехколесном велосипеде. Трехлетние дети без помощи взрослого с большим удовольствием свободно ка­таются на трехколесном велосипеде. Затем в возрасте 4-5 лет они без особого труда могут научиться кататься на двухколесном вело­сипеде.

К основным действиям катания на велосипеде относятся сле­дующие умения:

· садиться на велосипед и сходить с него,

· педали­ровать,

· тормозить и останавливаться,

· сохранять при езде избран­ное направление,

· умение ездить держась за руль одной рукой и вы­полняя другой различные движения.

· кроме того, необходимо при­способить свои действия к окружающей среде: ездить соблюдая оп­ределенное построение, правила уличного движения и т. д.

Вначале необходимо научить детей водить велосипед с правой стороны держа руль обеими руками так, чтобы при движении педа­ли не касались ног.

Садятся на велосипед следующим образом: становятся сбоку от велосипеда с левой стороны, руками держатся за руль. Правую педаль ставят вверх и немного вперед. Затем ребенок переносит правую ногу через седло, опускает ее на педаль, переносит на пра­вую ногу вес тела, отталкиваясь левой ногой от земли, мягко са­дится в седло, одновременно нажимая на правую педаль, начи­нает движение вперед. Можно сесть на велосипед и стоя с правой его стороны. Тогда левую педаль ставят вверх-вперед и переносят левую ногу через седло. Далее движение выполняется аналогичным

способом.

Педалирование. Педали необходимо вращать равномерно, на­жимая постепенно, передней частью ступни и не отрывая ног от пе­далей. Руль держать свободно, не сжимая крепко, спина прямая,

смотреть вперед.

Повороты. При обучении ребенка поворотам воспитатель вна­чале придерживает его за руль и седло. Чтобы повернуть велосипед влево, надо подъехать к правой стороне дорожки и медленно, плавно повернуть руль влево (таким же способом учить и повороту напра­во). Потом можно дать задание: объехать на велосипеде точно по кругу сначала влево, потом вправо. Постепенно радиус крута умень­шается, потом дается задание: объехать два круга («восьмерка») «змейкой».



Катание на трехколесном велосипеде.

Дети второй младшей группы катаются на трехколесном велосипеде. Во второй половине года в средней группе уже начинают обучение катанию на ве­лосипеде. Лучше всего использовать комбинированные велоси­педы, которые можно делать трех- и двухколесными. Присту­пая к обучению на трехколесном велосипеде, надо ознакомить детей с частями (руль, колеса, звонок, седло, рама) и их назначением, научить ухаживать за велосипедом.

Седло для каждого ребенка должно быть отрегулировано по росту. Вначале обучения седло должно быть на такой высоте, чтобы ребенок сидя на велосипеде легко доставал ногами до земли. При этом условии реже требуется помощь воспитателя: ребенок чувствует себя более уверенно.

Иногда, когда у малыша не получается успешное педалирование (ноги соскакивают с педалей, ребенок весь в напряжении, смотрит на ноги), можно поддержать его за седло или за руль и седло. Вос­питатель показывает, как ставить ноги стопы на педали (в этом воз­расте их следует ставить серединой ноги) и нажимать на них пооче­редно то одной, то другой ногой. Он помогает повернуть руль в нужном направлении, поддержать ребенка, когда тот делает поворот.

В дальнейшем, когда ребенок научится педалировать, умереннее чувствовать себя, воспитатель начнет приучать его смотреть вперед, спину держать прямо, сидеть не сутулясь.

Во второй младшей группе детей учат катанию но прямой, по кругу, делать повороты вправо, влево. В средней группе дошколь­ники уже в состоянии, катаясь на трехколесном велосипеде выполнять различные несложные задания: снять подвешенную ленту, поз­вонить в колокольчик и т. д.

Катание на двухколесном велосипеде.

Дети, хорошо умеющие ез­дить на трехколесном велосипеде, быстро овладевают навыками катания и на двухколесном велосипеде. Труднее осваивают катание на велосипеде нерешительные дети, боящиеся упасть. Целесообраз­но начать обучение с более смелых детей, которые сами проявляют желание ездить. Ребят учат вести велосипед, садиться на велосипед и слезать с него, ездить по прямой, выполнять повороты при под­держке взрослого. Воспитатель объясняет, что чем меньше ско­рость, тем труднее удерживать равновесие.



Дошкольникам предла­гается ездить со средней скоростью равномерно нажимая на педали. С детьми, которые совсем не умеют ездить на велосипеде, воспита­тель занимается индивидуально. До тех пор пока ребенок не приоб­рел твердых навыков катания на велосипеде, воспитатель должен обеспечивать его страховку, затем можно распределить детей по два: один садиться на велосипед, другой страхует его. Через неко­торое время дети меняются ролями.

Необходимо объяснить детям и систематически напоминать, что при катании на велосипеде сидеть надо прямо, с небольшим накло­ном туловища вперед, но не сутулясь. Длительное катание в непра­вильном положении тела, с чрезмерным наклоном вперед отрица­тельно влияет на осанку, может привести к сутулости.

В дальнейшем детей обучают катанию по кругу (радиус круга постепенно уменьшается) сначала в одну, потом в другую сторону, ездить «змейкой», объезжать два круга («восьмерка»), выполнять различные задания: управлять велосипедом одной ру­кой, ускорять и замедлять ход, доставать рукой подвешенный пред­мет.

Воспитатель следит, чтобы дети долго не ждали очереди, но и не ездили долго без отдыха, так как в первом случае они теряют инте­рес, мало двигаются, а во втором - переутомляются. Необходимо на­блюдать за самочувствием детей и индивидуально регулировать физическую нагрузку.

При совершенствовании умения ездить на велосипеде в подго­товительной к школе группе даются специальные упражнения, включающие остановку на зрительные сигналы (поднятая рука, красный свет, палочка регулировщика). Вначале остановка выпол­няется медленно, затем быстро (внезапно поданный сигнал). Необ­ходимо научить детей ездить по широкой и узкой дорожкам, под­ниматься на пологую гору и спускаться с нее.

Катание в разных ус­ловиях: по асфальтированным дорогам, по грунтовым тропинкам, по траве, по песку, соблюдая правила дорожного движения - спо­собствует совершенствованию навыков управления велосипедом.