Спорт, питание, похудение, упражнение

Требования безопасности на занятиях по лыжной подготовке. Инструктаж по тб на уроках лыжной подготовки учебно-методический материал по физкультуре на тему

Правила техники безопасности на лыжах заключаются, в первую очередь, в необходимости принятия мер по недопущению обморожения конечностей и кожи на лице, а также общего переохлаждения организма. Профилактика заключается во взаимной помощи путем осмотра открытых частей тела друг у друга и в самоконтроле состояния кожи, ног, рук и всех других частей тела.

Первые признаки обморожения - побледнение кожи, покалывание, чувство онемения. Чтобы оказать помощь при обморожении , необходимо энергично растереть пораженное место рукой, шерстяной варежкой или шарфом.

Нельзя это делать снегом, потому что мелкие льдинки могут кожу поранить и внести инфекцию. Нужно помнить: обморозиться можно даже при сравнительно небольшом морозе. Если принятые перечисленные выше меры не принесли положительного результата, необходимо срочно добраться до теплого помещения и обратиться к врачу.

Возможные причины обморожения - ветер, тесная и мокрая обувь, одежда, не соответствующая погоде. Необходимо учитывать эти факторы и стараться исключать их из практики. Также, чтобы не допустить обморожения, нельзя после пробежки на лыжах, пропотев отдыхать без активного движения на открытом воздухе.

Отдыхать нужно только в помещении. Если там слишком тепло, снимите куртку и шапочку, расстегните ворот, расшнуруйте ботинки. После занятий обязательно переоденьтесь. Сухое белье предохранит от простуды.

Если есть возможность, выпейте горячего чая с ложкой меда. Мед поможет сердечной мышце восстановиться после дистанции. Придя домой, примите теплый душ.

Контроль тренировочных нагрузок

К соблюдению правил техники безопасности на лыжах следует также отнести контроль тренировочных нагрузок. Чрезмерные, а иногда, просто непосильные ударные нагрузки могут привести к серьезным сбоям в сердечно - сосудистой системе, головокружению и даже потере сознания.

Поэтому очень важно правильно оценивать свои физические возможности и выбирать соответствующую интенсивность движения на лыжне. Самым чутким критерием правильной дозировки служит дыхание.

Учитесь его постоянно контролировать. Это поможет Вам оперативно оценивать свое физическое состояние. В режиме затрудненного дыхания слабо тренированному, не совсем здоровому или пожилому человеку вообще не следует тренироваться.

Хорошо подготовленному человеку на прерывистом дыхании (когда дыхание осуществляется и через рот) можно либо финишировать, либо преодолевать конец подъема, после которого будет время отдышаться на спуске.

Для контроля уровня полученных на тренировке нагрузок может служить сон. Это - один из самых лучших индикаторов состояния здоровья. Продолжительная (более 40 минут) посильная нагрузка на лыжне восстанавливает и укрепляет сон. При недостатке или избытке физической нагрузки сон вместе с нарастанием раздражительности ухудшается, становится менее глубоким.

Скоростной спуск на лыжах

Еще один вопрос, требующий внимания при катании на лыжах. Это - недопущение травматизма. Какими должны быть действия лыжника, чтобы не получить травм на лыжной прогулке или тренировке?

Во - первых, необходимо правильно выбирать скорость движения при спуске на лыжах по буграм, холмам, приямкам, другим неровностям местности, а также - при скоростном спуске на лыжах с гор. Перед началом такой тренировки необходимо, прежде всего, хорошо размять мышцы и связки голеностопа. Скорость движения по местности с препятствиями должна соответствовать Вашей физической подготовке и скорости реакции.

Во - вторых, никогда не начинайте спускаться сверху напрямую по незнакомой горке, особенно если она крутая, не посмотрев, что внизу. При спуске на Вашем пути могут оказаться непреодолимые и сразу невидимые препятствия. Такие, как пеньки, ямы, расщелины.

Перед спуском незнакомую горку осваивают снизу вверх, каждый раз поднимаясь чуть выше. В снегопад при спуске по бугристому склону и во время скоростного спуска на подготовленной трассе необходимо использовать специальные защитные очки.

В-третьих, при возможном падении на лыжне старайтесь приземляться на бок, смягчая удар предплечьем. При падении на спуске, как это ни банально, пытайтесь сгруппироваться и сориентировать тело так, чтобы голова смотрела в сторону вершины. Лыжами упирайтесь в склон и пытайтесь погасить скорость, чтобы минимизировать травмы.

Правила техники безопасности на лыжне несложные, но придерживаться их необходимо, чтобы в рамках лечебно - физической культуры (лфк ) стало для Вас праздником и радостью.

Безопасность при проведении уроков по лыжной подготовке

Двигательная деятельность учащихся на уроках лыжной подготовки состоит из разнообразных способов передвижения на лыжах - лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов; проходит при низкой температуре воздуха.

Температура воздуха , при которой разрешены занятия по лыжной подготовке: 1-4-й классы - до - 12 °С, 5-9-й классы - до - 16 °С, 10-11 -й классы - до - 20 °С при безветренной погоде или при слабом ветре.

Типичные травмы при ненадежном креплении лыж к обуви; потертости на ногах при неправильной подгонке лыжных ботинок; ушибы, ссадины, растяжения, переломы в результате падения при спуске с горы или при прыжках с трамплина.

Причиной травм могут быть: остывание мышц, короткая разминка; утомление, недостаточная техническая или физическая подготовленность ученика; несоблюдение определенной дистанции на лыжне; наступание на лыжи другого при обгоне. К травмам может привести ошибка учителя физкультуры в организации занятия. Так, например, если спуск и подъем на склоне осуществляются в одном и том же месте или если лыжни спусков двух групп занимающихся пересекаются, возможны столкновения и падения учащихся.

Травмирование может произойти на обледенелых склонах; на снегу, покрытом коркой; в местах, где мало снега, где торчат пни, камни и растет кустарник.

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям по лыжам допускаются учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При проведении занятий по лыжам соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

1.4. Во время занятий по лыжам должна быть мед. аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности лыжного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

1.6. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать установленный порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.

1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

1.8. Занятия по лыжной подготовке начинать и заканчивать только в школе или на лыжной базе с обязательной проверкой учащихся по списку.

1.9. Освобождать от занятий тех, кто жалуется на здоровье, плохо себя чувствует.

1.10. Допускать к занятиям лишь тех, кто имеет специальную спортивную форму.

2.Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Проверка учеников по списку.

2.2. К месту занятий учащиеся переходят в колонне по два только под руководством учителя, соблюдая правила дорожного движения.

2.3. Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки и перчатки или варежки.

2.4. Проверить исправность лыжного инвентаря и подогнать крепление лыж к обуви. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру ноги.

2.5. Проверить подготовленность лыжни или трассы, отсутствие в месте проведения занятий опасностей, которые могут привести к травме.

3. Требования безопасности во время занятий

3.1. Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м, при спусках с горы - не менее 30 м. На небольших горках пока первый не отойдёт от подножия горы, второй не имеет право выполнять спуск.

3.2. При спуске с горы не выставлять вперед лыжные папки.

3.3. После спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками.

3.4. Следить друг за другом и немедленно сообщить учителю о первых признаках обморожения.

3.5. Во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной или слишком свободной обуви.

3.6. Во избежание травм запрещено при обгоне выставлять в стороны лыжные палки.

3.7. Без разрешения учителя уходить с лыжни запрещено.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При поломке или порче лыжного снаряжения и невозможности починить его в пути, сообщить учителю и ждать окончания занятия для возвращения в школу с преподавателем.

4.2. При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии, сообщить об этом учителю.

4.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

5. Требования безопасности по окончании занятий

5.1. Проверить по списку наличие всех обучающихся.

5.2. С места занятий учащиеся переходят в колонне по два только под руководством учителя, соблюдая правила дорожного движения.

5.3. Убрать для хранения лыжи. Лыжи должны быть подписаны и связаны в двух местах вместе с лыжными палками, сверху и снизу.

5.4. Тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Одежда должна защищать от холода и ветра; быть легкой, удобной, не стесняющей движений, но не слишком свободной, чтобы не задевать за ветки кустов и деревьев. Не следует одеваться очень тепло - это приведет к перегреванию и затруднит передвижение в нужном темпе. В любую погоду, особенно в ветреную, голова должна быть защищена шерстяной шапочкой, достаточно плотной, закрывающей в случае необходимости уши. На руки следует надеть мягкие кожаные варежки.

Обувь обязательно должна соответствовать размеру ног занимающегося. Если нога в ботинке сильно сжата, то нарушается кровообращение и резко увеличивается возможность обморожения, а в слишком свободной обуви трудно управлять лыжами. Лучше приобрести ботинки на полразмера или на размер больше обычной обуви и надеть по два шерстяных носка - один тонкий, другой потолще.

Лыжи должны соответствовать росту и весу занимающегося. На слишком длинных лыжах трудно выполнять повороты и торможения на спусках, что может привести к падениям и травмам. На слишком коротких лыжах ученик будет «проваливаться» на мягкой лыжне, они будут зарываться в снег, скользящий шаг может стать невозможным.

Лыжные палки должны соответствовать росту занимающегося и стилю, которым он передвигается (классический или коньковый). Так, при классическом ходе используют палки, длина которых обычно на 30 см меньше роста лыжника (т.е. до уровня плеча), при коньковом - на 10-12 см длиннее палок, применяемых при классическом ходе. Слишком короткие палки не позволят сделать сильный толчок, слишком длинные - нарушат технику хода. На палках обязательно должны быть «лапки» или кольца, иначе они будут проваливаться глубоко в снег, что сделает невозможным отталкивание.

Лыжным креплениям следует уделить большое внимание. Неправильная установка креплений на лыжи и их подгонка к ботинкам может стать причиной соскакивания лыж, что чревато падениями и травмами.

Место для занятий необходимо определить заранее и по возможности подготовить: проложить учебный круг и тренировочные круги, с лыжни убрать посторонние предметы (ветки, камни и т. п.), исключить обрывы и сложные для учеников склоны.

Крутизну склона учитель должен выбрать в соответствии с уровнем технической подготовленности учащихся. На склоне не должно быть выступающих или скрытых под снегом камней, корней, пней, поваленных деревьев. Снег на склоне должен быть уплотнен, чтобы лыжи не зарывались в него.

На леденистом снегу занятия лучше не проводить, так как возможны падения и травмы. Склон должен иметь достаточно длинный выкат, позволяющий при необходимости выполнить торможение.

Переходить с пологих склонов на крутые нужно постепенно. При изучении спусков, торможений, поворотов, подъемов учитель обычно находится на середине склона, а группа размещается шеренгой наверху. Учащиеся поочередно спускаются по склону, выполняя задание, а возвращаются наверх, проходя сзади учителя. В этом случае не будет встречного движения, столкновений и травм.

При спуске нужно держать палки наконечниками (штырями) назад.

Нельзя выставлять их вперед - при потере равновесия и падении есть опасность наткнуться на них лицом или туловищем, что чревато серьезными травмами.

Необходимо соблюдать определенную дистанцию на лыжне и при спуске со склонов. Передвигаясь на лыжах группой в колонне по одному, следует сохранять такую дистанцию от идущего впереди: не менее 3-4 м на ровных участках лыжни и не менее

30 м при спуске со склона.

Спустившись, ученик не должен резко останавливаться, иначе с ним может столкнуться тот, кто спускается за ним. В исключительных случаях, когда препятствие при спуске появляется неожиданно для занимающегося и нет возможности нормально затормозить, необходимо осуществить торможение преднамеренным падением, чтобы не получить серьезную травму.

Зимой наша страна становится раздольным местом для тех, кто любит ездить на лыжах или кататься на коньках и санках. В школьную программу физического развития в обязательном порядке включены занятия одним из зимних видов спорта, а именно уроки лыжной подготовки. Они помогают укрепить иммунную систему, способствуют развитию всех групп мышц. Школьная программа включает лыжную подготовку во всех классах с первого по последний. Занятиям на лыжах отведено 16 учебных часов. В результате этих занятий школьники учатся обращаться с лыжами, осваивают способы передвижения на них, что повышает физическую активность и укрепляет здоровье.

Чтобы решить эти задачи, важно освоить технику лыжной подготовки. Детей учат правильному выполнению заданий преподавателя. При этом уделяется внимание отдельным элементам. Чтобы научиться скатываться с горы, дети отрабатывают технику съезда и учатся правильно тормозить.

Лыжная подготовка в начальной школе

В независимости от возраста необходимо соблюдать технику безопасности на уроках лыжной подготовки. В начальной школе детям прививают самые первые навыки обращения с лыжами. Поэтому вопрос соблюдения техники безопасности здесь очень важен. Учитель физкультуры обязательно проводит инструктаж по технике безопасности. Нужно решить такие важные вопросы как правильный подбор лыж, палок, обуви и креплений. Также дети должны научиться застегивать жесткие крепления и регулировать мягкие. Кроме объяснения правильного передвижения на лыжах ученикам начальных классов необходим наглядный пример. В целом урок безопасности в начальной школе помогает свести к минимуму травмы при занятиях лыжным спортом.

Начальная школа дает детям основы лыжной подготовки. И если ребенок хорошо их освоит, то сможет добиться успехов в лыжном спорте. Учитель физкультуры в начальных классах становится инструктором. Он внимательно следит за каждым учеником и направляет его при выполнении заданий.

Лыжная подготовка в старших классах

В старших классах ученики уже умеют обращаться со спортивным инвентарем, тем не менее, о повторении азов техники безопасности нельзя забывать. Поэтому в обязательном порядке проводится урок безопасности. Школьники должны усвоить следующий набор правил:

  1. Перед уроком обязательно должна проводиться проверка своих лыж на исправность.
  2. Не нужно надевать лыжи сразу как вышли на улицу. Они должны пройти адаптацию к понижению температуры.
  3. Запрещается размахивание палками, так как это может привести к травмированию одноклассников.
  4. Ученики должны четко выполнять требования педагога.

Инструктаж по технике безопасности в старших классах позволяет освежить в памяти основные моменты правильного обращения с лыжами и лыжной амуницией и свести к минимуму травматизм на занятиях.

В 5-7 классах на уроках лыжной подготовки школьники не только практикуются, но и изучают теорию. После освоения теоретической части дети практикуются и отрабатывают навыки езды на лыжах. Старшеклассники, которые достигают определенных успехов на занятиях, могут стать помощниками преподавателя физического воспитания при проведении мероприятий, связанных с лыжным спортом.

Правила подбора лыж и палок

Для наибольшей продуктивности на уроках зимней физкультуры, необходимо правильно подбирать спортивную амуницию. Стоит учитывать следующие моменты:

1.Длина лыжи зависит от роста ученика. Лыжа ставится вертикально, а рука ребенка, поднятая кверху должна доставать ладонью края.

2.Палки от лыж при вертикальном положении должны верхним краем доставать до подмышечной впадины ребенка.

3.Лыжи можно выбирать как деревянные, так и пластиковые. Деревянным лыжам необходима проверка на отсутствие трещин и сучков. Пластиковый инвентарь выбирают с чешуйчатой скользящей основой. Таким лыжам не требуется специальная обработка при изменении погодных условий.

4. На лыжных палках должны быть специальные петли для кистей рук и опорное кольцо внизу, так при езде не нарушается равновесие ребенка.

Если придерживаться этих несложных правил, то уроки по лыжной подготовке станут любимым занятием ребенка, а также будет исключен травматизм.

Правильный подбор обуви

Техника безопасности на уроках лыжной подготовки включает правильный подбор обуви для занятий. Она должна быть удобной. Кроме этого следует помнить:

Хорошо если у лыжной обуви будет удлиненное голенище. Оно дает отличную защиту от снега.

Носок лыжных ботинок предпочтительней тупой и широкий. Такую обувь удобнее закреплять.

Лыжную обувь лучше покупать на пару размеров больше, чтобы можно было надеть два носка (шерстяной носок обязательно).

Шнуровка ботинок должна быть плотной. Это поможет предотвратить травмирование голеностопного сустава при падении.

Правильный подбор обуви помогает избежать переохлаждения и травм.

Одежда для занятий на лыжах

Строгих правил подбора экипировки для занятий лыжной подготовкой нет. Но следует учитывать следующие моменты:

Одежда должна обеспечивать полную защиту от ветра;

Ребенок в ней не должен перегреваться и переохлаждаться;

Не должна сковывать движений во время занятий;

Варежек нужно иметь при себе два комплекта, чтобы при намокании, можно было заменить мокрые на сухие;

Материал лыжной шапки должен быть теплый и гипоаллергенный.

Температурный режим и занятия

Все педагоги знают, что лыжная подготовка в школе может проводиться при определенных температурах. Неплохо будет если родители учеников начальных классов будут владеть информацией о температурных нормах для занятий. Именно родители собирают детей на уроки физкультуры.

Лыжная подготовка в младших классах проводится:

В безветренную погоду при температуре воздуха не ниже -9 градусов;

При скорости ветра до 5 м/с и температуре воздуха не ниже -6 градусов;

При скорости ветра от 5 до 10 м/с и температуре не ниже -3 градусов;

Для старшеклассников эти показатели будут немного другими. Основные данные будут приведены в таблице.

Класс Безветренная погода Скорость ветра до 5 м/с Скорость ветра 5-10 м/с
5-7 -12 -8 -5
8-9 -15 -12 -8
10-11 -16 -15 -10

Во всех остальных случаях занятия по физической культуре проводятся в спортивном зале.

Нужно помнить!

1.Физическая активность напрямую влияет на здоровье ребенка.

  1. Лыжный спорт – это не просто физкультура на свежем воздухе. Он помогает закаливать организм и способствует всестороннему физическому развитию школьника.
  2. Уроки на свежем воздухе улучшают мозговую активность.
  3. Техника безопасности на уроках лыжной подготовки – это основа сохранения физического здоровья детей.
  4. Школьная физкультура не делает из детей профессионалов спорта, но помогает им полноценно физически развиваться.

В здоровом теле – здоровый дух. Но и не нужно уходить в крайности. Когда ребенок ослаблен после болезни, от занятий на свежем воздухе зимой лучше отказаться. Техника безопасности подразумевает правильный выбор не только спортивного инвентаря и одежды, но и условий для проведения занятий.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении занятий по лыжам

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям по лыжам допускаются учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При проведении занятий по лыжам соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

      При проведении занятий по лыжам возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

Обморожения при проведении занятий при температуре воздуха ниже 1-5кл. -9°; 6-7 кл. до-12 о 8-9кл. до -15 0 10 -11кл. до -16 0 При ветре до 5 м/с -6°;-8°;-12°; -15° до 10 м/с -3°; -5°; -8°; -10°

Травмы при нарушениях правил перехода к месту занятий;

Травмы при ненадежном креплении лыж к обуви;

Потертости ног при неправильной подгонке лыжных ботинок;

    травмы при падении во время спуска с горы или при прыжках с лыжного трамплина.

    При сходе с лыжни возможны травмы: при соприкосновении с ветвями деревьев, при падении во время продвижения без лыжни.

1.4. При проведении занятий по лыжам должна быть мед. аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности лыжного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

1.6. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать установленный порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.

1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

    Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Проверка учеников по списку.

2.2. К месту занятий учащиеся переходят в колонне по два только под руководством учителя, соблюдая правила дорожного движения.

2.3. Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки и перчатки или варежки.

2.4. Проверить исправность лыжного инвентаря и подогнать крепление лыж к обуви. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру ноги.

2.5. Проверить подготовленность лыжни или трассы, отсутствие в месте проведения занятий опасностей, которые могут привести к травме.

3. Требования безопасности во время занятий

      Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м, при спусках с горы - не менее 30 м. На небольших горках пока первый не отойдёт от подножия горы, второй не имеет право выполнять спуск.

      При спуске с горы не выставлять вперед лыжные папки.

3.3. После спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками.

3.4. Следить друг за другом и немедленно сообщить учителю о первых признаках обморожения.

3.5. Во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной или слишком свободной обуви.

3.6. Во избежание травм запрещено при обгоне выставлять в стороны лыжные палки.

3.7. Без разрешения учителя уходить с лыжни запрещено.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При поломке или порче лыжного снаряжения и невозможности починить его в пути, сообщить учителю и ждать окончания занятия для возвращения в школу с преподавателем.

4.2. При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии, сообщить об этом учителю.

4.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

5. Требования безопасности по окончании занятий

      Проверить по списку наличие всех обучающихся.

      С места занятий учащиеся переходят в колонне по два только под руководством учителя, соблюдая правила дорожного движения.

      Убрать для хранения лыжи. Лыжи должны быть подписаны и связаны в двух местах вместе с лыжными палками, сверху и снизу.

5.4. Тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Безопасность при проведении уроков по лыжной подготовке

Двигательная деятельность учащихся на уроках лыжной подготовки состоит из разнообразных способов передвижения на лыжах - лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов; проходит при низкой температуре воздуха.

Во время занятий на лыжах возможны: обморожения лица, рук и ног при скорости ветра более 1,5-2,0 м/с и при температуре воздуха ниже - 20 °С; травмы при ненадежном креплении лыж к обуви; потертости на ногах при неправильной подгонке лыжных ботинок; ушибы, переломы в результате падения при спуске с горы или при прыжках с лыжного трамплина.

Типичные травмы, ушибы, ссадины, растяжения сумочно-связочного аппарата конечностей. Чаще всего травмы возникают при требовании от учеников выполнения непосильных для них заданий или при слишком быстром переходе от легких упражнений к сложным, например к спускам с крутых и неровных уклонов, к выполнению поворотов и торможений на высокой скорости и т. п.

Причиной травм могут быть: остывание мышц, короткая разминка; утомление, недостаточная техническая или физическая подготовленность ученика; несоблюдение определенной дистанции на лыжне; наступание на лыжи другого при обгоне. К травмам может привести ошибка учителя физкультуры в организации занятия. Так, например, если спуск и подъем на склоне осуществляются в одном и том же месте или если лыжни спусков двух групп занимающихся пересекаются, возможны столкновения и падения учащихся.

Травмирование может произойти при движении по узким лесным дорогам; на обледенелых склонах; на снегу, покрытом коркой; в местах, где мало снега, где торчат пни, камни и растет кустарник.

Необходимо соблюдать следующие правила:

    Занятия по лыжной подготовке начинать и заканчивать только в школе или на лыжной базе с обязательной проверкой учащихся по списку.

    Освобождать от занятий тех, кто жалуется на здоровье, плохо себя чувствует.

    Допускать к занятиям лишь тех, кто имеет специальную спортивную форму.

Одежда должна защищать от холода и ветра; быть легкой, удобной, не стесняющей движений, но не слишком свободной, чтобы не задевать за ветки кустов и деревьев. Не следует одеваться очень тепло - это приведет к перегреванию и затруднит передвижение в нужном темпе. Совершенно не годятся для занятий по лыжной подготовке теплые куртки с синтетическим верхом. При интенсивном движении лыжник в них потеет и может простудиться. В любую погоду, особенно в ветреную, голова должна быть защищена шерстяной шапочкой, достаточно плотной, закрывающей в случае необходимости уши. На руки следует надеть мягкие кожаные варежки.

Обувь обязательно должна соответствовать размеру ног занимающегося. Если нога в ботинке сильно сжата, то нарушается кровообращение и резко увеличивается возможность обморожения, а в слишком свободной обуви трудно управлять лыжами. Лучше приобрести ботинки на полразмера или на размер больше обычной обуви и надеть по два шерстяных носка - один тонкий, другой потолще.

Лыжи должны соответствовать росту и весу занимающегося. На слишком длинных лыжах трудно выполнять повороты и торможения на спусках, что может привести к падениям и травмам. На слишком коротких лыжах ученик будет «проваливаться» на мягкой лыжне, они будут зарываться в снег, скользящий шаг может стать невозможным.

Лыжные палки должны соответствовать росту занимающегося и стилю, которым он передвигается (классический или коньковый). Так, при классическом ходе используют палки, длина которых обычно на 30 см меньше роста лыжника (т.е. до уровня плеча), при коньковом - на 10-12 см длиннее палок, применяемых при классическом ходе. Слишком короткие палки не позволят сделать сильный толчок, слишком длинные - нарушат технику хода. На палках обязательно должны быть «лапки» или кольца, иначе они будут проваливаться глубоко в снег, что сделает невозможным отталкивание.

Лыжным креплениям следует уделить большое внимание. Неправильная установка креплений на лыжи и их подгонка к ботинкам может стать причиной соскакивания лыж, что чревато падениями и травмами.

Место для занятий необходимо определить заранее и по возможности подготовить: проложить учебный круг и тренировочные круги, с лыжни убрать посторонние предметы (ветки, камни и т. п.), исключить обрывы и сложные для учеников склоны.

Крутизну склона учитель должен выбрать в соответствии с уровнем технической подготовленности учащихся. На склоне не должно быть выступающих или скрытых под снегом камней, корней, пней, поваленных деревьев. Снег на склоне должен быть уплотнен, чтобы лыжи не зарывались в него.

На леденистом снегу занятия лучше не проводить, так как возможны падения и травмы. Склон должен иметь достаточно длинный выкат, позволяющий при необходимости выполнить торможение.

Переходить с пологих склонов на крутые нужно постепенно. При изучении спусков, торможений, поворотов, подъемов учитель обычно находится на середине склона, а группа размещается шеренгой наверху. Учащиеся поочередно спускаются по склону, выполняя задание, а возвращаются наверх, проходя сзади учителя. В этом случае не будет встречного движения, столкновений и травм.

При спуске нужно держать палки наконечниками (штырями) назад.

Нельзя выставлять их вперед - при потере равновесия и падении есть опасность наткнуться на них лицом или туловищем, что чревато серьезными травмами.

Необходимо соблюдать определенную дистанцию на лыжне и при спуске со склонов. Передвигаясь на лыжах группой в колонне по одному, следует сохранять такую дистанцию от идущего впереди: не менее 3-4 м на ровных участках лыжни и не менее

30 м при спуске со склона.

Спустившись, ученик не должен резко останавливаться, иначе с ним может столкнуться тот, кто спускается за ним. В исключительных случаях, когда препятствие при спуске появляется неожиданно для занимающегося и нет возможности нормально затормозить, необходимо осуществить торможение преднамеренным падением, чтобы не получить серьезную травму.

Способ безопасного падения заключатся в следующем: перед падением присесть, а затем падать (как бы садясь в снег) назад - в сторону - на бедро и на бок. Одновременно лыжи нужно развернуть поперек склона. Вставать после падения надо так: подогнуть ноги, опереться на палки и, поставив лыжи поперек склона на ребра, встать.

Температура воздуха , при которой разрешены занятия по лыжной подготовке: 1-4-й классы - до - 12 °С, 5-9-й классы - до - 16 °С, 10-11 -й классы - до - 20 °С при безветренной погоде или при слабом ветре.

Несчастный случай

Лыжные гонки проводились в морозную ветреную погоду. Часть дистанции ученики проходили при встречном ветре. Некоторые получили отморожения I и II степени.

Ученики обязаны сообщить учителю:

    о плохом самочувствии;

    о замеченных у другого признаках обморожения;

    о несчастном случае (учитель должен как можно быстрее оказать пострадавшему первую помощь и при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение;

    о поломке лыжного снаряжения и невозможности устранить неисправность (возвращаться в школу, на базу можно только с разрешения учителя).

Самовольный уход с занятия запрещается.