Спорт, питание, похудение, упражнение

Гимнастика для новорожденных и грудных детей. Какой должна быть гимнастика для развития годовалого ребенка? Зарядка для мамы с ребенком 1 год

В возрасте двух-трех лет дети любят подражать взрослым. Используйте это качество в полезных целях. Делать зарядку вам придется вместе. Всего лишь покажите малышу хороший пример, и он обязательно будет делать все так, как мама или папа. «Делай, как мы, делай лучше нас»! — пусть эти слова станут девизом вашей семьи.

Гимнастика для малышей не должна превращаться в сложные силовые упражнения, отжимания, качания пресса или акробатические трюки. Ее необходимо проводить в течение 5—10 минут, и только в игровой форме. Иначе и не получится. В таком возрасте трудно удержать внимание ребенка, его необходимо чем-то увлечь. Используйте и обыгрывайте темы, близкие и понятные малышу. Не давайте сразу все упражнения. Достаточно двух-трех, чтобы малыш поиграл и в то же время усвоил какие-то новые двигательные навыки.

ЗАРЯДКА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Достань солнышко. Скажите малышу, что солнце светит прямо у него над головой (можете держать в руках желтый воздушный шар). Попросите его достать солнышко. Он будет вытягивать ручки вверх и подниматься на носочки. Вот вам и упражнение № 1.

На носочках и на пяточках . Спросите у ребенка: как он умеет ходить на носочках и на пяточках? Покажите, как это делать. Пусть кукла или любимая мягкая игрушка тоже примут участие и продемонстрируют свои способности.

Приседания. Как научить ребенка приседать? Разбросайте по комнате разные предметы (или игрушки) и попросите малыша приносить их вам по одной и складывать, например, в коробку. Условия игры «заставят» его приседать.

Мостик. Этот мостик отличается от взрослого, потому что выполняется наоборот. Малыш должен стоять на руках и стопах, но не животом, а спиной вверх. Следите, чтобы он выпрямлял коленки. Загляните крохе в лицо и спросите: «А кто у нас мостиком стал?»

Паровозик . Пусть малыш станет на четвереньки и покажет, как едет паровоз. Можно сопровождать движения звуками: «чух-чух». Обозначьте траекторию движения «паровозика», пусть попробует сделать задний ход.

Самолетик. Расставьте руки в стороны и облетите вокруг комнаты. Сопровождайте ваши движения звуками летящего самолета: «у-у-у-у».

Ножницы . Это классическое упражнение, которое все мы хорошо знаем. Мышцы пресса у ребенка еще не настолько крепкие, чтобы долго удерживать ноги на весу. У него будут свои «ножницы». Главное — старание!

Кошечка. Пусть малыш станет на четвереньки и прогнет спинку вверх и вниз, как кошечка. Не забудьте помурлыкать!

Мишка косолапый . Спросите у ребенка: «Как ходит мишка?» Пусть он покажет. Продемонстрируйте и вы неуклюжие движения косолапого.

Бег и прыжки. Спринтерский бег для двухлетнего карапуза, скорее всего, закончится падением. Учитесь быстрому бегу постепенно. Для хорошей координации движений и равновесия предложите малышу бегать между расставленными предметами. После бега займитесь прыжками. Это не составит огромного труда: попросите малыша показать, как прыгает заяц.

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ. Для профилактики плоскостопия делайте гимнастику для стоп.

◈ Усадите малыша на пол и предложите ему побыть обезьянкой. Вокруг разбросайте разные (небольшие) предметы и попросите кроху собрать их пальчиками ног. Покажите, как это делать. Задача окажется не из легких!

◈ Сядьте на полу (на мягкой поверхности) друг напротив друга, зажмите полотенце (или одежду) между ногами и поиграйте в «перетягивание каната».

◈ Сядьте на полу, передавайте друг другу мяч, толкая его стопами.

◈ Пусть малыш поднимет руки вверх, станет на носочки и пройдет несколько кругов по комнате. Это упражнение хорошо тренирует мышцы голени и стопы.

Двигаемся под песенки

При желании любую детскую песенку можно использовать в качестве музыкального сопровождения, а также подсказки к действию при выполнении зарядки. Вот, например, такую:

А-а, в Африке горы вот такой вышины, (поднимаем руки вверх)

А-а, в Африке реки вот такой ширины, (поднимаем руки в стороны)

А-а, крокодилы, бегемоты, (хлопаем в ладоши)

А-а, обезьяны, кашалоты,

А-а, и зеленый попугай (машем руками, как птички)

С малых лет нас убеждали в том, что физкультура очень важна для развивающегося детского организма. Во-первых, это залог крепкого иммунитета и отсутствия частых болезней. А во-вторых, она позволяет формировать красивую и правильную осанку. Чем еще полезна детская гимнастика и какие комплексы упражнений рекомендованы для детей разных возрастов, мы расскажем в нашей статье.

Про гимнастику детям

Физическая активность и культура очень важны для молодого растущего организма.

Гимнастические упражнения влияют на:

  • работу дыхательной системы;
  • улучшение деятельности сердца и кровообращения;
  • качество моторики;
  • развитие личности;
  • осанку;
  • нормальное развитие мышц.

Занимаясь всего несколько минут в день гимнастикой, ребенок становится более ловким, выносливым, а значит и более уверенным в себе. У него улучшается пищеварение, обмен веществ, устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды.

Также гимнастика позволяет приучить ребенка к дисциплине, сделать его более собранным, организованным.

Сегодня довольно часто дети рождаются со слабой иммунной системой, отклонениями в развитии. Регулярные занятия физкультурой позволяют исправить эти проблемы.

Гимнастическими упражнениями можно начинать заниматься с младенчества.

Знаете ли вы? Основы гимнастики как один из методов физвоспитания и гармоничного развития человека были заложены древними греками. С греческого языка «гимназо» переводится как «обучаю, тренирую». Хотя некоторые языковеды утверждают, что в основе данного понятия лежало другое греческое слово - «гимнос», что означает «нагой», из-за того, что древние греки занимались спортом оголенными. О позитивном влиянии гимнастики на становление личности говорили в своих трудах Гомер, Аристотель и Платон.

Правила проведения тренировки

Тренировки для детей должны быть индивидуализированы и четко разделены в соответствии с возрастными категориями и физической подготовкой тренирующихся. Программу нужно выстраивать очень скрупулезно, поскольку в детском возрасте можно нанести непоправимый вред, последствия которого могут остаться на всю жизнь.

Тренировки должны быть направлены, в первую очередь, на укрепление иммунитета, оздоровление и создание фундамента для красивого, здорового, правильно развитого тела.

В их комплекс нельзя включать элементы, которые могут приводить к нарушению развития организма в определенном возрасте. Основной упор необходимо делать на растяжку.

Важно также учитывать фактор повышения пульса у детей. Среди упражнений не должно быть таких, которые заставляют биться сердце чаще, чем 120 ударов в секунду.

Есть несколько правил проведения детских тренировок:

  1. Утренние занятия следует проводить ежедневно, в одно и то же время.
  2. Упражнения делаются в хорошо проветренном помещении.
  3. На тренировку ребенку следует надевать просторную одежду из натуральных тканей.
  4. Начинать гимнастику сразу после еды не стоит. Если говорить о кратковременной утренней зарядке, то ее можно делать натощак. Занятия в спортивном зале проводят спустя 1-1,5 часа после приема пищи.
  5. В детской зарядке не должно быть силовых упражнений. Упор следует делать на гибкость, координацию движений, тонизирование организма.
  6. В ходе тренировки ребенка следует научить правильно дышать - вдох через нос, выдох через рот.
  7. Не следует допускать изнеможения малыша во время занятий. Он не должен сильно уставать.
  8. До того как перейти к более серьезным упражнениям, необходимо проводить разминку.
  9. Детей обязательно нужно хвалить за правильно сделанное упражнение и в конце тренировки.

Музыка во время занятий

Роль музыки во время физических нагрузок очень важна. Ее влияние даже изучают ученые: они пришли к выводу, что музыкальное сопровождение увеличивает степень удовлетворенности от занятий спортом и помогает улучшить их эффективность.

Они связывают это с ритмичностью музыки и мотивацией. Музыкальное сопровождение увеличивает желание заниматься спортом вдвое.

Поскольку любая музыка имеет темпоритм, то ее необходимо правильно подбирать под разновидность тренировки. Она способна регулировать интенсивность упражнений и развивать у детей музыкальный слух.

Для детских тренировок обычно подбирают детские песенки, например, из мультфильмов. Для утренней гимнастики подойдут ритмичные, бодрящие и заводные мелодии.

Важно! Неправильно подобранная музыка может усложнять задачу организации детей в ходе тренировок и делать занятие менее эффективным .

Комплекс упражнений для детей

Мы подобрали для каждой возрастной категории детей, от 1 года и до 9 лет, комплекс из 10-ти рекомендуемых упражнений.

1 год

Чем раньше начать приучать ребенка к ежедневной процедуре утренней зарядки, тем большая вероятность того, что это вскоре станет для него естественным, привычным и необременительным делом.

Поэтому 1 год - это самое время для того, чтобы начать делать с малышом утренние упражнения . Лучше, если в процесс будет включаться вся семья. Для малютки такого возраста достаточно будет всего 5-6 минут тренировок.

Зарядка должна проводиться в форме захватывающей игры. Чтобы ребенку было интереснее, можно задействовать различные предметы, и не обязательно спортивные.

Комплекс упражнений для этой возрастной группы нужно подбирать с учетом того, чтобы он был направлен на поддержание тонуса организма, общее развитие и укрепление мышц.

Зарядку нужно делать непосредственно после пробуждения, до завтрака. До того как проводить упражнения, комнату нужно хорошо проветрить.

Вот примерный комплекс упражнений для годовалых детей:

  1. Ходьба. Ребенок стоит, держась за опору. Его движение вперед необходимо простимулировать «приманкой» в виде игрушки. Игрушку нужно будет отводить в разные направления, для того чтобы малыш также шагал в разные стороны.
  2. Ходьба по «тропинке». Следует нарисовать либо чем-то отделить на полу тропинку шириной 30 см и попросить малютку пройтись по ней. Со временем дорожку нужно будет понемногу делать уже, до 20-10 см. Это упражнение позволяет развить в годовалом малыше устойчивость и умение держать равновесие.
  3. Перешагивание через препятствия. Разложите игрушки либо другие предметы по комнате и помогите малышу пройтись, переступая их, высоко поднимая ноги.
  4. Залезание на предмет. Еще одно упражнение на равновесие. Необходимо положить игрушку подальше на диван либо кресло и попросить ребенка достать ее. Таким образом он будет забираться на возвышенную поверхность и спускаться с нее.
  5. «Пролезь в окошко». Для этого упражнения потребуется обруч либо тоннель, через который малыш будет пролезать.
  6. Подражаем животным, ползая. Попросите малыша походить, как собачка, на четвереньках, затем как кошечка, козленок и другие животные. При этом можно просить его говорить те звуки, которые произносят эти животные.
  7. «Бабочка». Общеукрепляющее упражнение. Ребенок стоит с опущенными руками, а затем машет ими, как бабочка крыльями.
  8. «Часики». Развивает туловище. Ребенок должен стать, слегка расставив ноги. Руки ему следует держать вдоль туловища, опущенными вниз. Затем помахать руками вперед и назад, можно при этом говорить «тик-так». Махи руками нужно произвести 5-6 раз.
  9. Приседания. Разложить по комнате 2-3 игрушки и попросить ребенка собирать их в корзину. Ребенку нужно присесть, чтобы взять игрушку, и подниматься, чтобы отнести ее в корзину. Это упражнение укрепляет ножные мышцы.
  10. Катание мяча. Вы с ребенком садитесь на пол с раздвинутыми широко ногами и катаете мяч друг к другу 6-8 раз.

Для детей такого возраста хорошо вводить тренировки на шведской стенке и фитболе.

Важно! Для маленьких детей, которых начинают приучать к утренней зарядке, можно придумать какой-либо ритуал, предшествующий занятию. Например, включение привычной песенки, под которую делаются упражнения, либо прочтение какого-либо четверостишия. Таким образом, у ребенка выработается своеобразный рефлекс, и вскоре он сам начнет напоминать родителям о необходимости утренней зарядки.

Не стоит заставлять малыша делать зарядку, если он не в настроении либо не хочет. Подождите, когда у него будет хороший настрой, либо придумайте более увлекательные упражнения.

2-3 года

Для малышей 2-3 лет гимнастика также проводится в виде подвижной игры. Она должна длиться 6-7 минут. Чтобы ребенку не наскучило, комплексы упражнений можно сменять 2 раза в месяц, когда он их уже полностью усвоит.

В это время детки еще не особенно хорошо двигаются, однако очень любят подражать. Поэтому основное внимание в комплексе упражнений можно уделить подражаниям - животным, рыбам, птицам, растениям и т. п.

Например, утренняя гимнастика может выглядеть следующим образом:

  1. «Зайчик». Малыш ходит, затем бегает (медленно, на протяжении 10 секунд). Бег заканчивается 6-8-ю подскоками, имитирующими скачки зайчика.
  2. «Обнимашки». Развиваем мышцы плечевого пояса, поднимая руки вверх, в стороны, а затем, заводя их за спину, обнимаем себя за плечи. Каждое движение необходимо делать по 4-5 раз.
  3. «Слови муху». Ребенок стоит. Затем поднимает поочередно руки над головой и перед грудью, делая хлопки.
  4. «Собиралки». Развиваем туловище, наклоняясь вперед. Повторяем по 4-5 раз. Можно при этом просить ребенка имитировать собирание грибов, ягод и т. п.
  5. Потягивание вверх «Я расту». Малыш ровно стоит, ноги расставлены на уровне плеч либо уже, руки опущены вниз и прижаты к телу. Затем кроха поднимает руки вверх и хорошо тянется. После чего опускает руки. Потягивания повторяются 4-5 раз. Они необходимы для развития позвоночника и мышц спины.
  6. «Прилетели птицы». Выполняем приседания, которые нужны для развития ног. Кроха приседает, упирается руками в колени и стучит себя по ним 4-5 раз. Потом поднимается. Такое упражнение можно сделать 2-3 раза.
  7. «Птичка пьет». Ноги расположены шире плеч, руки висят вдоль тела. При наклоне вперед руки отводятся назад. Ребенок делает вид, что пьет. Затем возвращается в первоначальное положение.
  8. «Велосипед». Развивает ноги и мышцы брюшного пресса. Ребенок ложится на спину, поднимает ноги. Делает движения ногами, как будто едет на велосипеде.
  9. «Кошечка». Кроха лежит на животе. Приподнимает верхнюю часть туловища, упираясь руками в пол. Прогибы необходимо выполнить 4-5 раз.
  10. «Цапля». Попросите малыша пройтись 4 раза по комнате, высоко поднимая колени.

4-5-6 лет

С 4 до 6 лет вводятся упражнения на основные группы мышц: рук, ног, плечевого пояса, спины, брюшного пресса, груди, ягодиц.

Начинаем с тренировки мышц брюшного пресса:

  1. Ребенок сидит на полу с заведенными назад руками, которыми опирается об пол. Отрывает согнутые в коленях ноги от пола и производит ими движения, которые напоминают езду на велосипеде. Количество раз - 8-10. Можно сделать 1-2 подхода - это будет зависеть от физической подготовленности дошкольника.
  2. Первоначальное положение такое же, как и в предыдущем упражнении. Дошкольник отрывает прямые ноги от пола и делает ими перекрестные движения. Делается 8-10 раз. Можно производить 1-2 подхода.

Переходим к тренировке мышц плеч и рук:

  1. Ребенок упирается руками в детский стульчик. Сгибает руки в локтях и производит отжимания. При сгибании рук - выдох ртом, при разгибании - вдох носом. Количество раз - 8-10.
  2. Ребенок ложится на фитбол. Руками делает упор в пол. Колени лежат на фитболе. Делает отжимания, сгибая руки на выдохе ртом и разгибая их на вдохе носом. Количество повторов - 8-10. Количество подходов - 1-2.

Тренировка ягодичных и ножных мышц:

  1. Дошкольник выполняет приседания с руками, закинутыми за головой. Первоначальное положение - ноги стоят на уровне плеч, спина прямая, руки закинуты за голову. Приседания выполняются 8-10 раз. Нужно следить за тем, чтобы пятки при этом не отрывались от пола. Таз опускается до прямого угла. Приседание производится на выдохе, подъем - на вдохе.
  2. Первоначальное положение - в приседе. Ребенок осуществляет выпрыгивания на месте, разгибая до конца ноги. Количество выпрыгиваний - 8-10.

Тренировка грудных мышц:

  1. Ребенок лежит на спине. В руках держит гантели. Гантели поднимает вверх перед собой. Руки необходимо сгибать и выпрямлять до конца. При сгибании производится вдох, при разгибании - выдох. Подъем гантелей производится 8-10 раз. Количество подходов - 1-2.
  2. Первоначальное положение аналогично тому, которое описано в предыдущем упражнении. Осуществляются разведения рук в стороны. Руки поднимаются вверх и опускаются вниз. При движениях руками локти нужно держать прямыми. Вдох делается в тот момент, когда разводятся руки, выдох - когда они сводятся. Количество повторов - 8-10. Количество подходов - 1-2.

Тренировка мышц спины:

  1. Ребенок ложится животом на мяч. Взрослый придерживает его за талию. Ребенок заводит руки за спину либо за голову и осуществляет подъем корпуса вверх. Вдох поизводится при подъеме туловища, выдох - при опускании. Количество повторов - 8-10. Количество подходов - 1-2.
  2. Первоначальное положение - ноги на уровне плеч, в двух руках - одна гантель. Ребенок наклоняется вперед, опуская вниз гантель с прямыми ногами и спиной. Затем поднимается в первоначальное положение. Наклон делается на выдохе, возврат в первоначальное положение на вдохе. Количество наклонов - 8-10. Количество подходов - 1-2.

7-8-9 лет

Для детей этой возрастной категории продолжают быть актуальными упражнения на основные группы мышц.

  1. Ребенок ходит вокруг стола, перекатывая ноги с пяток на носки, потом переходит на легкий бег на месте. Оканчивается упражнение переходом на ходьбу. Количество повторов - 8-10. В этом упражнении работают ножные мышцы.
  2. Ребенок стоит, поставив ноги вместе. Затем делает 3 взмаха одной ногой назад и одновременно отводит руки вверх и назад. Возвращается в предыдущее положение. Затем повторяет упражнение, задействуя другую ногу. Количество взмахов каждой ногой - 8-10.
  3. Школьник берет в руки гимнастическую палку. Поднимает руки, тянется. Опускает руки. Количество потягиваний - 8-10.
  4. Занимающийся принимает положение сидя, ноги и руки расставляет в стороны. Осуществляет повороты влево и вправо. Количество поворотов - 8-10.
  5. Опускается на колени. Руки помещает на пояс. Отводит одну ногу в сторону и ставит ее на носок. Руки разводит в стороны. Совершая 2 наклона к отставленной ноге, поднимает руки вверх. Приставляет ногу в первоначальное положение. Делает то же другой ногой. Количество повторов - 8-10.
  6. Становится прямо с ногами на уровне плеч. Руки ставит на пояс. Глубоко приседает, не отрывая пятки и держа прямой спину. Поднимается. Осуществляет повтор приседаний 8-10 раз.
  7. Школьник становится прямо, держа руки на поясе. Осуществляет прыжки на двух ногах, чередуя 3 прыжка на месте с 1-м прыжком с разворотом на 180 градусов. Производит 2-4 прыжка в одну сторону и столько же в другую.
  8. Чтобы укрепить ножные мышцы, ребенок производит поочередные приседания на одной ноге, держась за опору.
  9. Занимающийся стоит. Его ноги расположены на уровне плеч, руки согнуты в локтях, кисти лежат на поясе. Наклоняет туловище вперед, назад, вправо, влево. В каждую сторону делает по 8 наклонов.
  10. Становится, сдвинув ноги вместе, а кисти рук помещает на плечи. Осуществляет поочередные выпады вперед каждой ногой. Количество повторов - 8-10.

Что делать, если у ребенка болят мышцы после гимнастики

Обычно боль после физических нагрузок, возникающая, так сказать, с непривычки, появляется спустя 4-6 часов после тренировки либо через день. Случается она из-за того, что молочная кислота, которая вырабатывается во время упражнений, не успевает выводиться из организма с кровью и начинает раздражать нервные окончания.

В результате возникают неприятные ощущения и боль при движении. Спустя день боль появляется из-за микроразрывов мышц.

Чтобы избежать боли в мышцах, следует проводить занятия регулярно. Организм привыкает к ежедневным нагрузкам и уже не реагирует на них болью. Необходимо прибегать к перед тренировкой, а также начинать с малых нагрузок, увеличивая их постепенно.

При возникновении болевых ощущений ни в коем случае нельзя прекращать тренировки - необходимо просто снизить их эффективность. Избавиться от боли поможет массаж, оказывающий расслабляющий эффект на мышцы, теплый душ.


Важно при таких состояниях употреблять как можно больше жидкости, которая поможет очистить организм, и от молочной кислоты в том числе.

Знаете ли вы? В эпоху феодализма важность гимнастики и физической подготовки в целом была нивелирована, а возрождение ее произошло во времена Ренессанса. Именно с тех пор во многих странах зародились различные системы физического воспитания - шведская, французская, немецкая.

Таким образом, утренняя гимнастика очень важна для растущего детского организма, поскольку позволяет укрепить его, поднять настроение и приучить к организованности.

Однако нужно правильно подбирать упражнения в соответствии с возрастом детей и их физической подготовкой - они должны в основном быть направлены на координацию движений и гибкость. Важным условием утренней гимнастики является правильно подобранное музыкальное сопровождение.

Нашла вот такую гимнастику, может кому пригодится:
После того, как мой сынок научился ходить, наши занятия гимнастикой автоматически прекратились. Повзрослевший малыш уже отказывается заниматься пассивной гимнастикой. Но не бросать же занятия совсем? Для зарядки для дошкольников Саша еще мал, ему пока не объяснишь сути и смысла упражнений. И мы нашли выход.

В этом возрасте у ребенка очень сильно выражено подражание взрослым. Он все хочет делать «как большой», значит и гимнастику нужно делать вместе со взрослыми. Мама показывает упражнение - малыш, стремясь подражать, повторяет. Упражнения хорошо сопровождать веселыми стишками и песенками, тогда гимнастика станет веселой и любимой игрой вашего ребенка.

Гимнастику с ребенком в возрасте от года до трех нужно проводить по настроению. Не надо пытаться выполнить весь комплекс упражнений за раз, можно это сделать в течение дня. То есть выполнять по одному-два упражнения за раз и обязательно в игровой форме.

Вот наш комплекс упражнений. Нам еще нет трех лет, так что я буду добавлять новые упражнения, по мере их появления в нашей жизни.

1. Каравай. Мама поет песенку и показывает малышу движения. Помогает малышу их повторять.

Как на Сашины именины
Испекли мы каравай
Вот такой ширины, (ручки в стороны)
Вот такой ужины, (ручки перед собой)
Вот такой вышины, (ручки вверх)
Вот такой нижины. (присели, ручками достали до пола)
Каравай-каравай, (до конца песенки крутим «фонарики»)
Кого любишь выбирай,
Я люблю конечно, всех,
Ну а Сашу больше всех!

2. В Африке горы. Мама поет песенку, держит ребенка за руки, помогая выполнять упражнение. Когда малыш запомнит упражнение - за руки не держать.

А-а, в Африке горы вот такой вышины, (руки вверх)
А-а, в Африке реки вот такой ширины, (руки в стороны)
А-а, крокодилы, бегемоты, (хлопаем в ладоши)
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай. (взмахи руками «как птичка»)

3. Баба сеяла горох. Мама держит ребенка за обе руки, стоя лицом к лицу. Когда ребенок будет прыгать самостоятельно, за руки можно не держаться.

Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок, (прыгаем на месте)
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок. (прыгаем на месте)
Баба шла-шла-шла, (шагаем на месте)
Пирожок нашла,
Села, поела (присели на корточки)
И дальше пошла.

4. Мишка косолапый. Изображаем медведя, сильно переваливаясь из стороны в сторону.

Мишка косолапый (шагаем, сильно раскачиваясь влево-вправо)
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенку поет.
Шишка отлетела,
Прямо мишке в лоб, (ладошкой хлопнуть по лбу)
Мишка рассердился
И ногою - ТОП! (топнуть ножкой)

5. По горкам. Садим ребенка к себе на колени и качаем вверх-вниз. В конце стихотворения раздвигаем свои колени, малыша опускаем вниз, поддерживая под коленки.

По горкам, по горкам,
По горной дорожке,
В ямку - БУХ!

А нам больше нравится такое стихотворение для этого упражнения.

Еду-еду, к бабе, к деду,
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке, на одной ножке,
В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо, а потом вдруг в яму - БУХ!

6. Большой и сильный. Ребенка садим на колени лицом к себе. Держим малыша за руки.

Спрашиваем: какой у нас Саша вырастет?
И отвечаем: высокий (ручки в верх), большой (разводим ручки в стороны), и сильный (руки сгибаем, кулачками прижимаем к плечам).
Спрашиваем еще раз. Отвечаем в обратном порядке: сильный, большой, высокий.

7. Ходим на носочках и на пяточках. Я спрашиваю: как Саша на цыпочках ходит? А как Саша на пяточках ходит?

8. Приседаем. Мы разбрасываем по полу колечки от пирамидки, палочку я держу в руках. Прошу приносить мне колечки по одному. За каждым колечком сыну приходится присесть. Можно, например, разбросать кубики и собирать их в коробку.

9. Мостик. Вроде взрослого мостика, только наоборот. Малыш встает попой вверх, ручками опирается о пол, коленки прямые. Тоже говорю: покажи, как Сашенька мостик делает? И заглядываю ему в этом положении в лицо, Саше смешно - он хохочет.

10. Черепашка. Из положения мостик ходим на ручках и ножках (колени прямые). Говорю: покажи, как черепашка ходит?

11. Прыжки. Говорю: покажи, как зайчики прыгают? Прыг-скок, прыг-скок.

12. Играем с мячом: катаем мяч по полу, бросаем от груди и из за головы.

13. На прогулке. Ходим вверх-вниз по ступенькам, вверх-вниз по горке. При этом пока поддерживаю за ручки, будет ходить уверенней - перестану поддерживать.

14. Догонялки. Говорю: как Саша бегает? Догоню-догоню. Можно и дома побегать, но у нас места маловато, получается бегать только по коридору от комнаты до кухни. Так уж лучше на улице.

Занятия гимнастикой и проведение массажа ребенку в возрасте месяца помогают в физическом развитии, нормализации мышечного тонуса, а в некоторых случаях помогают справляться с коликами, дискомфортом в животике и даже лечат некоторые заболевания.

Гимнастика и зарядка по утрам - эти занятия стимулируют навыки и физическое развитие крохи, активизируют кровообращение и обмен веществ, помогают развивать нервную систему. Основной целью занятий в этом возрасте становится выравнивание тонуса мышц сгибательной и разгибательной групп, так как в первые недели жизни преобладает физиологический гипертонус. Это также помогают общению ребенка с родителями, кожному контакту и установлению более близкой эмоциональной связи между вами.

Гимнастика для ребенка 1 месяц

Обычно рекомендуется заниматься гимнастикой с конца первого месяца, а по назначению врача и ранее. До этого вы можете почаще оставлять малыша голеньким на пеленке, играя с его ручками и ножками, осуществляя ими движения. Гимнастика новорожденного ребенка 1 месяца не должна быть длительной и чрезмерно активной, кроха еще слишком мал, чтобы длительно заниматься, его мышцы слабы и он быстро утомляется как физически, так и эмоционально. В этом возрасте гимнастика для грудничка в 1 месяц будет заключаться в выполнении физиологических движений, играх. Дайте крохе в ручки свои пальцы, когда он ухватится за них, легонько приподнимите его верхнюю часть тела на пару сантиметров. Проводите не более 5-6 таких подъемов с отдыхом. Голова при этом не должна запрокидываться, а тело подниматься высоко.

Одним из элементов зарядки для ребенка 1 месяц будет выкладывание на животик. При этом он изначально будет поворачивать голову в сторону, а потом начнет пытаться поднимать головку. Это полезно для укрепления мышц спины и шеи. Затем можно подставить к стопам малыша руку - он попытается оттолкнуться от рук и немного «проползти».

Если положить ребенка на бочок, можно проводить легкие разгибания позвоночника. Для этого нужно пальцами провести по линии позвоночника - кроха прогнет спинку.

Также согните кроху в позу эмбриона, поддерживая одной рукой головку и спинку, а другой - прижимая ножки к животу. Слегка покачивайте кроху на ягодичках в такой позе вперед-назад. Полезными будут и покачивания на большом надувном мяче, уложив малыша на чистую пеленку животиком на мячи. Можно пружинить на мяче, раскачивать его в стороны или вперед-назад.

Массаж ребенку 1 месяц

Проведение различных видов массажа новорожденного ребенка 1 месяц нужно изначально обсудить с педиатром. Обычно здоровым детям массажи назначаются с возраста 1-1.5 месяцев, но по показаниям - и ранее. Обычно массажи медицинской направленности показаны при наличии проблем с тазобедренными суставами, тонусом мышц или кривошеей. В таких случаях, как делать массаж ребенку в 1 месяц вас научит специалист массажного кабинете, изначально он будет проводить лечебные массажи сам.

Если речь идет об обычном массаже - применяют поглаживания поверхностей тела и сгибания с разгибаниями конечностей, потряхивания. Никаких сильных или активных движений при массаже в этом возрасте не применяют. Обычно теплыми руками малыша гладят по ручкам и ножкам, от пальчиков по направлению к туловищу, проводят руками по животику и по спинке, встряхивают кисти и стопы. При боли в животике и газах показа круговой массаж животика по часовой стрелке нежными поглаживаниями пальцами или всей ладонью.

Если ребенок плачет или капризничает при массаже, стоит на время его отложить, не нужно закреплять на ваши действия негативную реакцию со стороны крохи. Массаж проводят через 30-45 минут после еды, если ребенок не хочет спать и хорошо себя чувствует.

Новорожденный ребенок большую часть времени проводит во сне. Так сама природа помогает ему пройти период адаптации к новому миру. Во сне все процессы протекают мягче. Бодрствует новорожденный совсем немного - не более двух часов в сутки. Пробуждения его связаны чаще всего с естественными нуждами - желанием поесть, мокрыми пеленками или болями в животе из-за колик. Короткими промежутками бодрствования можно и нужно умело пользоваться.

Для развития малыша будет полезна специальная гимнастика, которая разрешена буквально с самых первых дней жизни. О том, как и зачем ее делать, мы расскажем в этой статье.

Польза

Польза гимнастики для новорожденных мало у кого вызывает вопросы: зарядка никогда не идет во вред, если проводится правильно. Для малышей, которые только что появились на свет, гимнастические упражнения имеют особое значение.

После девяти месяцев в материнской утробе, проведенных в довольно стесненных условиях (особенно тесно было в последние 2 месяца перед родами), нет ничего удивительного в физиологическом гипертонусе мышц, который регистрируется почти у всех грудничков. Гимнастика помогает быстрее избавиться от излишней напряженности в мышцах, малыш получает возможность расти и развиваться физически в более комфортных условиях.

Гимнастика - это не просто комплекс упражнений. Во всяком случае, малыш видит ее иначе: для него это возможность близкого тактильного контакта с мамой. Его отсутствие или недостаток приводят к скудному эмоциональному развитию малыша, к замедлению его психического развития.

Гимнастика улучшает кровообращение, что хорошо сказывается на аппетите, пищеварении и качестве сна: дети спят более глубоко и спокойно. Развиваются мышцы, укрепляются суставы и связки. Все это потом обязательно пригодится ребенку, когда он начнет осваивать перевороты, ползание, ходьбу. Доктор Комаровский, мнение которого имеет вес для многих мам, считает, что гимнастика и закаливание с первых же дней - залог здорового и крепкого иммунитета в будущем.

Противопоказания

Относительными противопоказаниями к гимнастическим упражнениям для новорожденных считаются врожденные пороки сердца, гемангиома, а также наличие большой пупочной или паховой грыжи. Иногда врачи рекомендуют воздержаться от гимнастических упражнений при определенных врожденных заболеваниях суставов и опорно-двигательного аппарата, например, при незрелости тазобедренных суставов гимнастику нужно делать особенную, лечебную и только тогда, когда малыш немного подрастет.

Гимнастику не делают, если у ребенка рвота, диарея, повышенная температура.

Обязательно нужно задать вопрос о возможности занятий педиатру - он посетит вас уже на следующий день после выписки из роддома. Подавляющему большинству малышей такие занятия доктора разрешают, причем с удовольствием: желание мамы развивать своего ребенка всегда похвально.

Общие принципы

Если противопоказания отсутствуют, целесообразно начинать заниматься с ребенком с 1,5-2 недель. К этому времени малыш достаточно хорошо адаптируется к новой среде обитания. Маме, которая намерена заниматься с ребенком гимнастикой, нужно знать некоторые общие правила, которые помогут добиться максимальной пользы и сделать сам процесс занятий интересным и приятным для всех.

  • Занимайтесь с ребенком каждый день. Только ежедневная гимнастика, а не пара упражнений от случая к случаю будет полезной и действенной.
  • Для занятий используйте ровную поверхность, которая не будет проваливаться под весом малыша - стол, столешницу, пеленальный столик или крышку комода.
  • Повторяйте каждое упражнение не более 3-5 раз, этого вполне достаточно, чтобы малыш не уставал.
  • Превратите занятие в игру - со стихом, песней и прибауткой. Малышу это обязательно понравится.
  • Делайте гимнастику в проветренном помещении, в котором нежарко (не более 21 градуса тепла), снимайте на время гимнастики подгузники и всю одежду. Летом, если на улице тепло и не дождливо, можно проводить гимнастику на свежем воздухе.
  • Заставлять ребенка делать зарядку нельзя. Если грудничок капризничает и плачет, не стоит продолжать выполнять упражнения. К гимнастике можно будет вернуться тогда, когда ребенок будет настроен на игру и общение.
  • Составляя программу гимнастики для своего ребенка, выбирайте только те упражнения, которые подходят ему по возрасту, ведь избыточная физическая нагрузка может навредить.
  • Делайте упражнения, которые будут способствовать симметричному развитию парных мышц, чтобы не допустить преобладания односторонней мышечной активности.
  • Длительность занятия установите на уровне 10 минут. Для начала - не более 2 минут, потом каждые два дня увеличивайте время на одну минуту, пока не достигнете десятиминутной «тренировки».

Зарядку можно проводить несколько раз в день:

  • после пробуждения и утренних гигиенических процедур – утреннюю;
  • гимнастику в сочетании с общеукрепляющим массажем – в первой половине дня;
  • несколько расслабляющих упражнений в составе успокаивающего вечернего массажа, который делают перед купанием.

Проводите гимнастику на разогретые мышцы, если даже не проводите предварительного массажа: легко растирайте ладонями ручки, ножки, живот и спинку, прежде, чем перейти к выполнению комплекса упражнений.

Также следите за тем, чтобы ребенок не был голоден на момент занятий, поскольку голод будет отвлекать его, малыш начнет плакать. Опасно делать упражнения и сразу после еды - это может спровоцировать обильное срыгивание.

Оптимально запланировать занятие через полтора часа после еды или за час до очередного кормления.

Классическая зарядка для малышей от 0 до 3 месяцев

Классические упражнения возможно сочетать с массажем, воздушными ваннами. Хорошо приемы классической гимнастики подходят для утреннего занятия, которое мама проводит после умывания, обработки пупочка. Классическая гимнастика выполняется в статичном положении: ребенок находится в стабильном положении в пространстве. Это основное отличие классического комплекса от динамического, о котором мы расскажем ниже.

Маме на заметку можно посоветовать несколько игровых упражнений, которые обязательно пригодятся маме грудного малыша от 2 недель до 2 месяцев.

  • «Гусеничка». Исходное положение - лежа на животе. Мама подносит ладонь к стопам малыша и слегка надавливает на них поступательным движением вперед. Малыш рефлекторно совершает поползновение вперед. Так тренируются мышцы живота, ног, спины. Ползание практикуют с самого раннего возраста именно для этого, а вовсе не для того, чтобы научить ребенка ползать, как думают многие.

  • «Эмбрион ». Поза, которую ребенку нужно принять в ходе выполнения этого упражнения, достаточно проста и привычна для него. В ней ребенок находился в маминой утробе. Положите малыша на бок, подведите колени к животу, а ручки удерживайте у груди. Слегка наклоните голову малыша подбородком вниз, к груди. Удерживайте его в таком положении 15-20 секунд, потом отпустите. Повторите 4-5 раз.
  • «Топотун». Поднимите малыша, захватив под мышками, дайте пальчикам ног упереться в поверхность стола и перемещайте малыша вперед. Он рефлекторно будет делать «шаги» по столу. Не расслабляйте свои руки, вес ребенка ни в коем случае не должен ложиться на его неокрепшие конечности и позвоночник.
  • «Велосипед». Исходное положение - лежа на спине. Возьмите ножки малыша в свои руки выше голеностопа и совершайте движения, характерные для езды на велосипеде.
  • «Червячок» . Исходное положение - лежа на боку. Проведите пальцами вдоль позвоночника ребенка без нажима и давления. Рефлекторно малыш выгнет спинку, а потом снова вернет ее в исходное положение.
  • «Атлет». Исходное положение - лежа на спине. Возьмите ручки малыша в свои руки. Подведите их к груди, разведите в разные стороны, потом поднимите вверх и опустите вдоль тела. Первое время повышенный мышечный тонус будет существенно ограничивать подъемы и опускания, следите за тем, чтобы ребенку не было больно.

Если ребенку уже более двух месяцев и его возраст приближается к 3 месяцам, вполне можно усложнить программу классической гимнастики следующими упражнениями:

  • «Дельфинчик». Исходное положение - лежа на животе. Положите свои ладони под грудь и живот ребенка, на несколько секунд невысоко приподнимите его на ладонях над поверхностью массажного стола. Все группы мышц, особенно шейные, мышцы спины и живота напрягутся. Спинка прогнется, а головка поднимется выше. Потом аккуратно опустите малыша обратно в исходное положение. Повторяйте 3-4 раза.
  • «Лыжник». Положите малыша на спинку, возьмите одну ножку за стопу, аккуратно распрямите ее в колене и скользящим движением проведите стопой крохи по своей ладони. Потом аналогично проведите упражнения для второй ноги. Это будет похоже на бег лыжника.
  • Следующее упражнение достаточно сложное, его рекомендуется начать делать не ранее 3-месячного возраста. Называется оно «Веретено». Его суть - в тренировке косых мышц живота и длинных мышц спины. Положите ребенка на спинку. Одной рукой захватите ножки, второй потяните за правую ручку с одновременным отведением ножек влево. Малыш перевернется на живот. Потом практикуйте перевороты через противоположную сторону.

Можно добавить упражнения на фитболе – как на спине, так и на животе.

Динамическая зарядка

Этот вид гимнастики для грудничков относится к категории развивающих. Упражнения используются более сложные, все они проводятся в движении с переменой положения тела ребенка в пространстве. Качание, вращение помогают не только развивать мышечную систему, но и эффективно тренируют вестибулярный аппарат ребенка.

Динамические упражнения имеют больше противопоказаний, чем классические, а потому родителям помимо консультации врача предварительно желательно получить пару уроков у специалиста ЛФК. Такой тип гимнастики не показан при кривошее , слабости и недоразвитости суставов. Для начала мама может посетить кабинет ЛФК в поликлинике, пройти несколько групповых занятий с малышом, только после этого возможно домашнее применение полученных навыков – естественно, с осторожностью и соблюдением техники выполнения упражнений.

Программы динамической гимнастики могут быть различными, вот лишь несколько упражнений для домашнего использования.

  • «Летчик». Положите малыша на живот. Одной рукой крепко обхватите запястье крохи, а второй - ногу в области голени с той же стороны. На несколько секунд приподнимите малыша и аккуратно опустите обратно. Повторите упражнение с ручкой и ножкой с другой стороны.

  • «Альпинист». Исходное положение - лежа на спине. Захватите руками ножки малыша чуть выше щиколоток, слегка приподнимите ребенка за ножки, чтобы ноги были в воздухе, а голова - на столике. Слегка потрясите его и плавно опустите обратно.
  • «Самолетик». Это упражнение знают все. Его выполнение лучше доверить папе, его руки крепче маминых. Одной рукой возьмите лежащего на животе малыша под грудь, второй - под животик с противоположной стороны. Малыш должен быть хорошо зафиксирован. Покатайте его по комнате, изображая звук самолета, меняйте высоту «полета», можно несколько раз покружить малыша. Не стоит подбрасывать ребенка в воздух и ловить его, как делают некоторые представители старшего поколения, это создает избыточную нагрузку на позвоночник и кости таза.

Динамическая гимнастика, по словам сторонников ее применения, позволяет не только развивать малыша, но и укреплять психологическое доверие между ребенком и взрослым. Многие специалисты рекомендуют начинать ее новорожденным уже с 1 месяца.