Спорт, питание, похудение, упражнение

Дзигоро кано ударение. Кано Дзигоро: обдумывать все надо тщательно, а действовать только решительно

Перевод с английского: Б.Заставной, 1999 г.
Эта книга, изданная как еще один памятник движения Кодокан дзюдо, является новым изданием оригинального труда, составленного и изданного первыми учениками и последователями профессора Кано в 1956 году. Первоначальное издание включало изложение теории и техники дзюдо. В данное издание включены и другие работы профессора Кано, а также демонстрация техник и их объяснения ведущими экспертами.

Издание 1956 года является бесценным историческим документом, ставшим оснополагающей книгой по дзюдо. Оно считается главным трудом по изучению дзюдо и не имеет аналогов во всем мире.

Настоящий труд включает дополнительные материалы из трех источников.
Глава 1, первый - пятый параграфы, главы 2 первый - пятый праграфы и главы 3 были составлены на английском языке профессором Дзигаро Кано. Эти главы вышли в книге?Дзюдо (Дзюдзюцу)?, изданной в 1937 году Марудэн Компани (Токио). Другой фрагмент был написан на японском языке профессором Кано. Он был издан Хори Сётен (Токио) в сентябре 1931 года в Дзюдо Кихон. В данное издание его перевод включен как последний раздел главы 2. Остальные части настоящей работы были написаны издательским комитетом Кодокан так, чтобы сохранить волю и дух автора для тех, кто во всем мире изучает дзюдо.

Обратите внимание! Роль тори в Косикино ката выполняет Дзигоро Кано, в роли укэ - Юсицугу Ямасита.

Книга великолепная, читается очень легко, но качество фотографий оставляет желать лучшего. В описании каждой техники чувствуется дух великого мастера и бойца Кано-сэнсея и цель, ради которой он создал дзюдо.
Несомненно книга будет полезна не только дзюдокам, но и бойцам дзюдзюцу, а также практикующим айкидо и хапкидо так как показаны старые техники из так называемого традиционного дзюдо (читай дзюдзюцу). Включены ударные техники, техники самозащиты, от ударов боккеном, дзё, ножом.
В заключение приводится техника каппо (в 18-19 веках секретный раздел дзюдзюцу) - способы реанимации.

Сканировал с разрешением 600 dpi. Качество печати плохое и на фотографиях много шума и точек. При создании файла DJVU высокого качества - уменьшил разрешение до 300 dpi - как результат фото стало лучше видно. Для файла меньшего размера каждая картинка была сжата еще на 30%. На качестве фотографий отразилось не сильно, а вот текст стал читаем чуть хуже. Дальнейшее уменьшение разрешения делало текст нечитаемым.

ВСТУПЛЕНИЕ

I. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ДЗЮДО
1. Дзюдзюцу становится дзюдо
2. Принципы и задачи Кодокан Дзюдо
3. Основные аспекты занятий.

II. ТЕХНИКА
4. Основные движения
5. Классификация техник
6. Нагэ-вадза
7. Катамэ-вадза
8. Непрерывные атаки
9. Атэми-вадза

III. СВОБОДНАЯ ПРАКТИКА
10. Рандори

IV. ОБРАЗЦЫ
11. Ката
12. Нагэ но Ката
13. Катамэ но Ката
14. Кимэ но Ката
15. Кодокан Госин Дзюцу
16. Дзю но Ката
17. Ицуцу но Ката
18. Косики но Ката

V. ЗДОРОВЬЕ И ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
19. Сэйрюоку Дзён"ё Кокумин Тайку
20. Каппо

Даты жизни Дзигоро Кано
Словарь

В основе любого боевого искусства лежит его история, которая, несомненно, начинается с биографии его основателя. Создателем дзюдо и школы Кодокан является Кано Дзигоро. Он всегда требовал от своих учеников внимательно обдумывать свои решения и только потом - решительно действовать. Именно с этого человека началась эпоха данного вида спорта, которая, кстати, с успехом продолжается и поныне.

Юный Дзигоро был объектом насмешек

Основатель этого боевого искусства Кано Дзигоро появился на свет в 1860-м в небольшом приморском городе Микагэ, что поблизости от Киото, бывшей столицы Японии. Его семейство принадлежало к древнейшему самурайскому роду. Пожалуй, именно из-за этого юный Кано с детских лет получал комплексное воспитание. Он был прилежным и старательным в учебе и, что немаловажно, усидчивым.

Когда мальчику исполнилось одиннадцать, вся семья перебралась в столицу страны Восходящего солнца. Там он окончил школу и стал учащимся Имперского института Токио.

Будучи физически слабым мальчиком, Кано приходилось очень нелегко. Кроме того, по японским меркам, он был низкорослым. Таким образом, Кано оказался беззащитным объектом жестоких издевательств и насмешек. Будущий основатель дзюдо, несомненно, немало был удручен таким своим положением. Он старался укрепить свое тело, обратившись к различным видам спорта, включая появившийся совсем недавно в стране Восходящего солнца бейсбол.

Примерно в это же время Кано услышал и о таком боевом искусстве, как дзю-дзюцу, в котором даже небольшая физическая сила давала возможность противостоять активным и сильным атакам.

На пути к совершенствованию

Окончательное решение посвятить себя дзю-дзюцу появилось у него, когда ему было восемнадцать. В эти времена, к сожалению, было тяжел

о найти себе подходящего наставника для обучения дзю-дзюцу. Но именно в университете он начал-таки практиковать этот вид спорта.

Как говорилось выше, Кано не отличался отличными физическими данными, но он смог в кратчайшие сроки изучить нелегкую технику захватов и бросков. Азы мастерства он брал у своего учителя по имени Яги Тэйноскэ. После этого Кано начал учиться у известного мастера Фукуды.

Довольно быстро он стал считаться одним из лучших учеников этого наставника, несмотря на серьезные требования и большие физические нагрузки. Между прочим, изорванная тренировочная куртка молодого Дзигоро хранится и поныне семейством Кано как одна из главных реликвий. Эта куртка лишний раз доказывает то завидное рвение, с каким он отдавался занятиям.

К сожалению, 52-летний наставник скончался. Тогда Дзигоро решил проводить свои тренировки на самостоятельной основе. Однако вскоре он пришел к единственному верному выводу, что ему ощутимо не хватает соответствующей подготовки. В результате Кано продолжил обучение у известного наставника Масамото Исо, который был сыном основателя данной школы. Однажды на одном из занятий Кано провел бросок чересчур небрежно и таким образом был сразу повержен новичком. Такой урок оказался нужным и своевременным. Он понял, что излишняя самоуверенность может быть весьма опасной и любого противника никогда нельзя недооц

После кончины Масамото Кано в очередной раз остался без наставника. Тогда он отправился к Иикубо Цунэтоси, который являлся на тот момент одним из самых искусных мастеров боевых искусств. Эта система сильно отличалась от всех прежних и уделяла колоссальное внимание абстрактной символике, нежели физическим нагрузкам. Главный упор в этой системе делался на бросках.

Летом 1882-го, окончив университет, Кано стал квалифицированным преподавателем литературы, что, по сути, давало ему возможность стать преподавателем высшей интеллектуальной элиты общества Японии. Однако увлечение дзю-дзюцу, которое стало делом всей его жизни, окончательно изменило его судьбу.

Школа Кодокан, или учение распространяется по всему миру

Кано был страшно влюблен в этот вид спорта и свято верил, что данное искусство надо сохранить как некую культурную драгоценность страны Восходящего солнца. При этом он был убежден, что вид спорта можно приспособить и к современным условиям. Одним словом, он хотел систематизировать основные принципы дзю-дзюцу в форме своей школы Кодокан - дисциплина разума и тела, которая воспитывает добродетельную жизнь и мудрость. В теории Кано отталкивался от идей дзэнского патриарха восемнадцатого столетия по имени Такуана.

Основатель дзюдо с упорностью работал над своей системой, развивал ее. Помимо продвижения новой борьбы дзюдо

Кано читал биографии и произведения мастеров дзю-дзюцу, дэнсё, всячески анализировал и сравнивал свои тренировки с другими школами.

В самом начале 1883-го в своей школе Кано обустроил скромный небольшой зал. Позднее он смог сделать к этому помещению пристрой. Представители дзю-дзюцу, которые ощущали явную опасность со стороны дзюдо, решили объявить Дзигоро своеобразную войну. Этот период оказался довольно нелегким для этого боевого вида спорта, который боролся за право первенства в Японии, чтобы стать обязательным составляющим культуры всего государства. В результате через несколько лет Кано смог достичь того, чего желал. К этому периоду в стране дзюдо стало уже традиционным. Оно являлось обязательным предметом в школьных и институтских программах. Кроме того, активно открывались отделения его школы Кодокан.

Реализовав свою идею, Кано приступил к реализации очередного своего плана. Он мечтал, что его учение, рано или поздно, станет известно всему миру. Именно поэтому осенью 1889-го Кано отправился в Европу с целью изучить там системы физического воспитания, ну и, конечно же, он хотел познакомить европейцев с дзюдо. В итоге Кано был очень доволен своим первым вояжем в европейские страны. Это принесло свои плоды. Так, на Западе появились отделения и школы дзюдо, мастера, учителя и спортсмены теперь стали выезжать в другие государства на

оказательные состязания, происходил обмен опытом. К слову, по мастерству дзюдоистов французское государство стало одним из лучших в Европе в те времена. Именно во Франции Кано впервые продемонстрировал свою технику.

Последние двадцать лет прошли в бесконечных путешествиях

Когда началась русско-японская война 1904-1905 гг., большое количество старших воспитанников школы Кодокан, включая адмирала Асано и генерала Хиросэ, не вернулись с баталий. Сам Кано не один раз предостерегал японских граждан от излишней самоуверенности после якобы триумфальных побед Японии над Россией и Китаем.

В 1908-м парламент Японии решил принять закон, связанный с обязательным обучением дзюдо и кэн-до в общеобразовательных школах. Широта воззрений Кано на проблемы физического воспитания дала возможность заниматься вопросами и других видов спорта. Так одной из главных заслуг мастера считается создание и организация Легкоатлетического союза Японии. Кроме того, благодаря усилиям Кано, появилась и Ассоциация любительского спорта страны. Это было в 1911-м.

Примерно в это же время Кано был избран первым членом Международного Олимпийского комитета от Японии. Он добросовестно трудился в этой организации, но при этом занимал достаточно неоднозначную позицию по отношению к введению дзюдо в программу Олимпийских игр. Кано был обеспокоен ростом спортивных побед и ис

кренне боялся, что олимпийский вид спорта сможет стать реальным орудием национализма. Конечно же, он всегда одобрял открытые международные состязания, однако не хотел, чтобы эти соревнования стали формой противостояния между разными государствами и мерилом расового превосходства. К слову, дзюдо вошло в список олимпийских видов спорта лишь в 1964-м, т.е. спустя пару десятилетий после кончины Кано. Демонстрируемое на олимпийских играх дзюдо имело крайне мало общего с идеалами этого вида спорта.

С 1910-го Кано продолжал преподавать и путешествовать. Когда ему было 60, он ушел с должности директора высшего педагогического училища Токио и решил отправиться в длительный вояж по европейским странам и США.

В целом за свою жизнь он смог пересечь океан тринадцать раз. Ему удалось посетить четыре континента. Он искренне наслаждался приятными напитками и хорошей кухней Востока и Запада. Он буквально ненавидел курение и даже отказывался от присутствия на банкете, где было разрешено курить. Кано оказался покровителем традиционных японских искусств, в том числе классической музыки и танцев. Его интересовали серьезные разговоры о международных и внутренних делах. Зачастую такие споры в Кодокане затягивались допоздна.

Он умер в 1938-м во время очередного своего путешествия. После его смерти распространением дзюдо начал заниматься его сын Рисеи Кано

Фанатикам дзюдо и боевых искусств очень рекомендую посмотреть на историю становления единоборства с другой стороны. Всем остальным будет полезно просто для расширения кругозора. Вы можете быть не согласны с позицией автора. Но мнение, высказанное в статье, – это всего лишь версия, которая отличается от официальной. Однако любая логичная версия имеет полное право на существование. А также не стоит забывать, что вся история – это всего лишь набор общепринятых или не принятых обществом версий.

Дзигоро Кано – пришел, увидел, воссоздал

Итак, что мы знаем о дзюдо? Основал это единоборство Дзигоро Кано в 1882 году. Хлипкий японский мальчик, который изучал философию и прочую гуманитарную ерунду, устал от постоянных насмешек сверстников. И как любой нормальный мальчишка решил заниматься чем-то мужским, а не просто пергаменты с места на место перекладывать. Так юный Дзигоро познакомился с джиу-джитсу или на японский лад дзюдзюцу.

Как Дзигоро Кано занимался на татами с мастерами нам неизвестно. Но зато мы знаем, что время для Японии тогда было не простое. Старые устои и традиции рушились, менялся государственный строй, в стране все больше перенимали западные привычки. Изменения коснулись и боевых искусств, они просто стали невостребованы в новой жизни японцев. Старые мастера закрывали школы, некоторые оставались без средств к существованию и умирали в нищете.

Но свято место пусто не бывает. И уже молодой человек Дзигоро Кано, окончивший университет и работающий учителем литературы в школе для детей из привилегированных семей, начинает создание своей школы. И вот тут давайте рассуждать. Кано работает учителем в частной школе для детей из очень небедных семей. Скорее всего, он подошел к директору этого элитного заведения и предложил: «А давайте, дорогой наш директор, создадим еще и секцию боевых искусств, это и мне дополнительные часы и школе строчка в рекламном манускрипте». Директор подумал и решил опробовать идею. Так у Дзигоро Кано появился небольшой зальчик площадью около 20 метров квадратных и девять учеников, чьи родители хотели, чтобы их дети развивались еще и физически. Ну что же начало положено. Школа получила еще одно направление, пусть и факультативное. Дети развиваются, родители гордятся, а у Кано дополнительные часы, зал и ученики.

Получилось в одной школе, пойдем в другую

Но мы бы никогда не узнали кто такой Дзигоро Кано, если бы он не был хорошим тренером и учителем. Его ученики стали побеждать в соревнованиях, проводимых под эгидой Полицейского управления Токио. И сами понимаете, где-нибудь на совещание в японском ГОРОНО директора элитной гимназии похвали, а потом в кулуарах давай расспрашивать, что да как. И то тут, то там при школах стали открываться секции Дзигоро Кано, которые вскоре вошли в систему образования, вытесняя такой пережиток прошлого как кэндо.

Новое тогда единоборство, а на самом деле хорошо забытое старое стали использовать в армии и полиции. Мысль Кано понятна, нельзя сделать сложное массовым, поэтому из дзюдо убрано очень много элементов, что-то упрощено, что-то ограничено. И в итоге мы получили дзюдо в том виде, которое имеем сейчас. Завершая часть о Дзигоро Кано, стоит сказать, что успехом в развитии его дела было простое увлечение, а не тщеславие. Но не стоит забывать, что бесплатно работать он тоже не мог себе позволить. Предложение о факультативе для маленьких покемонов дало Кано прибавку к жалованью и возможность заниматься любимым делом. А в итоге все выросло в огромное движение.

Хисамори Такэноути – увидел, прибрал, записал

Но будем двигаться дальше. Если вы помните, то Дзигоро Кано занимался в юношестве дзюдзюцу (или джиу-джитсу, как вам удобнее) и именно в основе дзюдо оно и лежит. Давайте разбираться, откуда взялось это пресловутое дзюдзюцо. Что мы знаем из открытых источников? А то, что некий военный тактик и правитель провинции Мимасака по имени Хисамори Такэноути в 1532 году объединил различные боевые искусства, которые использовались в ближнем бою. Мало того что он это дело все собрал, классифицировал, обозвал на свой лад, так еще и обязал самураев и прочих военных этим заниматься. А про гражданских из бедных слоев нам сообщают, что не допускались они к обучению, ибо не вхожи были в самурайские школы.

В поисках создателей

Придется откатиться еще дальше в прошлое, чтобы найти нам создателя тех самых приемов, которые легли в основу дзюдзюцу. Но боюсь, вы все будете разочарованы. Основателем тех самых основ был простой крестьянин, может не один, может это была семья. Но именно крестьяне создали бросковую технику, которая легла в основу джиу-джитсу, а позднее и дзюдо.

Сейчас я спущу с небес на землю тех, кто считает самураев этакими благородными воинами без страха и упрека. Азиатскими рыцарями, готовыми сделать себе сэппуку, если вдруг сакура зацвела не в назначенный день. Окститесь милые, самураи это подневольный народ, который служил своему хозяину. И в военное время мечом махал, а в мирное тапочки хозяину приносил. Был у самураев и кодекс чести, Бусидо называется. В этом документе черными закорюками иероглифов было прописано: беспрекословно служить феодалу; признание военного дела единственным занятием, достойным самурая; самоубийства в случаях, когда опозорена честь самурая и/или феодала; включал запрет лжи и привязанности к деньгам. А еще, был такой момент в Бусидо, что напасть самурай мог первым и даже на безоружного, и по поводу незначительному, коим могло быть хамство. А как оценить хамил человек или нет, если его уже порубали в капусту?

Нельзя деньгами, возьмем рисом

Это я все к тому веду, что самураю могло повезти с хозяином феодалом и жил он в довольствии. А могло не повезти. И тогда почему бы не воспользоваться своим положением и не потрясти крестьян на предмет миски риса и стакана сакэ. Про деньги думать нельзя, а вот натуральными продуктами взять всегда можно.

Вы видели когда-нибудь бросок через плечо? Знаете что за механика в этом броске? А я вам расскажу. Этот бросок первым сделал человек, который каждый день закидывал себе мешок на плечи, а потом его скидывал. Возможно, это был мельник, который разгружал сначала мешки с зерном, потом грузил мешки с мукой. Может это был сборщик бамбука, который закидывал себе на плечи вязанки нарубленных стволов. Истории неизвестно его имя, да и некогда простым людям заниматься записями, особенно, когда в большинстве своем они безграмотны.

Но вот чего у японцев не отнять, так это их созерцательности. Наш неизвестный науке герой, закидывая очередной мешок на плечи, очень явно представил самурая, которого точно так же закидывает, а потом бросает наземь. Попробовал с мешком, попробовал с односельчанами. Приходит время самурайского побора, а тут вместо риса с солью – захват, да об землю с оценкой иппон.

Иппон- самая высокая оценка, которой боец может достичь в японских боевых искусствах. Как правило в таких как дзюдо, карате или джиу-джитсу. С японского слово «иппон» переводится как «одно полное очко».

Накостыляли гопникам в латах так, что дорогу они надолго забыли. Ну а крестьяне – народ сметливый, и мастерство стал оттачивать холодными зимними вечерами, когда делать было нечего.

Самурай – мелкая боевая единица, которая своего мнения не имеет и следует строго по Бусидо. А вот военачальники самурайские поняли, что такое умение им пригодится. И отобрали среди крестьян самых мастеровитых и обучились. А так как они и грамоте обучены, и летописи вели, то и вошли в историю, как одни из создателей.

По одежке встречаем

Ну а теперь еще один аргумент в пользу крестьян. Вернемся снова в эпоху Дзигоро Кано. Если вы заметили, то есть упоминание, что дзюдо вытеснило такую дисциплину как кэндо. Немного справки, что это за чудо такое.

Кэндо – искусство фехтования, ведущее свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом.

Да, это действительно пошло от самураев, а теперь посмотрите на форму одежды занимающихся кэндо. Это же практически одежда самурая, только без металлических пластин.

А теперь посмотрим на кимоно – куртка, штаны и пояс. Ничего не напоминает? Именно так и одевались крестьяне. То есть, откуда пошло искусство, оттуда и пришла форма для тренировок и соревнований. И как бы не говорили нам историки, что наука эта была доступна только для высших сословий, пришла она именно снизу. Как в кулинарии: блюда бедняков становятся фишкой дорогих ресторанов.

А Хисамори Такэноути, Дзигоро Кано, Мицуё Маэда и многие-многие другие – они конечно молодцы. Они донесли то, что придумано в глубокой древности. Но они всего лишь копирайтеры и хорошие маркетологи, если оценивать современным языком.

Длительная изоляция Японии, закрытой от внешнего мира более чем на два столетия политикой Сегуна Токугавы, закогчилась 31 марта 1854 года с подписанием Договора Канагавы. Прежнее устройство Японии быстро разрушилось, когда эта островная страна приготовилась встретиться с миром. Это было время поразительных перемен и огромных испытаний, политическому и экономическому строю Японии предстояло претерпеть полное преображение в течение нескольких десятилетий. Одновременно с рассветом новой эпохи в истории Японии, 28 октября 1860 года в Микагэ родился Дзигоро Кано.

Возвышающийся над безмятежным Осакским заливом и окаймленный величественной горной грядой Рокко, Микагэ (ныне часть города Кобэ) был в те времена одним из самых привлекательных районов Западной Японии. Этой области дарованы умеренный климат и чистая вода — два источника, обеспечивающих хорошие условия для приготовления сакэ, до сих пор входящего в ряд основных производств этого района.

По линии отца Марэсибы корни Кано уходили к самым началам истории Японии, и среди его предков было множество прославленных монахов-синтоистов, мастеров буддизма и последователей Конфуция. Его мать Садако относилась к одному из самых известных кланов изготовителей сакэ (они варили знаменитый сорт Кику-Масамунэ). Кано, вместе с двумя старшими братьями и двумя старшими сестрами, вырос в доме, который считался одним из самых больших и богатых в округе.

Хотя обстоятельства юности Кано вполне завидны, его воспитывали в строгости и суровой дисциплине. Кано сохранил нежные воспоминания о доброй и внимательной матери, но он говорит о ней как о человек, нетерпимом к любым проявлениям недостойного поведения. Марэсиба лично занимался образованием своего младшего сына, сам обучал его основам знаний и организовал для него дополнительные уроки по китайской классической литературе и каллиграфии.

После смерти Садако в 1869 году, Марэсиба, ставший к тому времени предпринимателем и правительственным чиновником и активно поощрявший модернизацию Японии периода Мэйдзи, перебрался с семьей в новую столицу, Токио. Наиболее ярким из первых впечатлений юного Кано от столицы было зрелище ронинов, с важным видом расхаживающих по улице и гордо выставляющих напоказ два своих меча (запрещение ношения мечей было издано через несколько месяцев после переселения семьи Кано в Токио).

Кано приняли в СэтацуСедзю-ку, частное учебное заведение, которое возглавлял ученый Кэйдо Убуката. Уникальность этой школы заключалась в том, что в ней учились не только отпрыски аристократов и самураев (прежде образование было исключительно привилегией высших классов). Среди учеников школы были также дети торговцев, ремесленников и представителей других классов: некоторые из них обучались борьбе сумо, мастерству актеров театра Кабуки и искусству гейш. Убуката был высокочтимым каллиграфом и известным ученым, и, помимо усиленной подготовки своих учеников в классической литературе Японии и Китая, он заставлял их заполнять кистью до трех блокнотов ежедневно. Вечером после занятий Убуката часто проводил с учениками личные беседы, во время одной из которых сказал Кано, что, несмотря на бесценность классического образования, современным японским студентам необходимо тесно знакомиться и с западной культурой.

Кано воспринял совет Убукаты всем сердцем и, после первого знакомства с английским языком в академии Сюбэи Мицукури, поступил в 1873 году в Икуэи Гид-зюку, где все курсы читались на английском или немецком языках иностранными преподавателями, а учебник математики, например, был на голландском. В общежитии этой школы способный, высокородный, а временами и сноб, Кано стал беззащитным объектом жестоких насмешек со стороны ревнивых старшеклассников. В этой школе юный Кано вскоре стал первым учеников, но не приобрел симпатии учителей, преподававших физическое воспитание. Товарищи по учебе смотрели на него сверху вниз, причем буквально, поскольку Кано с рождения был слабым и, даже по японским меркам, низкорослым. Кано, разумеется, был чрезвычайно удручен столь печальным положением и именно в этот беспокойный период впервые услышал о дзю-дзюцу, боевом искусстве, в котором небольшая физическая сила позволяла противостоять сильным атакам. Кано не удалось заняться дзю-дзюцу именно в то время, но он все же пытался укрепить свое тело, обратившись к различным видам спорта, включая появившийся в Японии совсем недавно бейсбол.

В 1874 году Кано поступил в Токийскую школу иностранных языков, где продолжил изучение английского языка. Его прежние учителя английского были голландцами и немцами, и он совершенно растерялся, столкнувшись с настоящим британским и американским произношением. Примечательна та неутомимость, с какой Кано изучал английский язык в достаточно трудных условиях. В то время редкими были обычные словари; студенты академии часто довольствовались одним экземпляром учебника на всех, а перед экзаменом «смена» Кано в очереди на учебник нередко приходилась на время с часа ночи до пяти утра. Несмотря на эти трудности, Кано в совершенстве овладел языком и большую часть своей жизни вел дневник на английском (позже Кано записывал технические детали своего учения будо также на английском — вероятно, для того чтобы держать их в секрете. Его письменный английский Бу-дзюцу — боевые искусства как совокупность технических приемов, в отличии от будо — боевых искусств как систем интегральной физической и духовной тренировки — совершенно великолепен и считается в Японии одним из лучших образцов).

Окончив школу языков, Кано поступил в Академию Каисэи, еще одну школу, поддерживаемую правительством. В 1877 году она стала Токийским университетом, и Кано удостоился чести стать одним из самых первых выпускников этого лучшего национального учебного заведения Японии. Кано выбрал своим основным направлением политические науки, философию и литературу (как оказалось, любимейшим его предметом стала астрономия). В то время Кано вновь столкнулся с задирами и буянами, как вне, так и на территории студенческого городка, и исполнился еще большей решимости приступить к изучению дзю-дзюцу. Однако в тот исторический период было совсем нелегко найти себе подходящего учителя.

В период Токугавы (1800 — 1868) в любом районе Японии к учителям боевых искусств относились как к само собой разумеющемуся явлению, а каждый самурай, будь то мужчина или женщина, проходил интенсивную подготовку в бу-дзюцу. Однако с момента краха в 1868 году феодальной системы поддержка академий боевых искусств со стороны государства иссякла, и большинство из них закрылось. Более того, с переходом страны к западному образу жизни большая часть японцев потеряла интерес к классическим боевым искусствам. «Времена изменились, и подобные вещи стали теперь бесполезными», — откровенно предупреждал Кано не только его отец, но и многие бывшие мастера боевых искусств

Но Кано упорствовал и наконец в 1877 году нашел хорошего учителя, Хатиносукэ Фукуду (1929 — 1880) из Тэнсин Синъе-рю. В этом Рю, основанном Матаэмоном Исо (скончался в 1862), занимались относительно новым стилем дзю-дзюцу, и основное внимание в нем уделялось атэми (поражению анатомически слабых точек) и технике захвата. Говорят, что Матаэмон освоил многие свои приемы в уличных схватках с бродягами, терроризировавшими местное население (к концу периода Сегуната закон и порядок пришли к полному упадку); предположительно, он владел 124 видами различных ударов кулаком.

Пятидесятилетний Фукуда, зарабатывающий себе на жизнь хиропрактикой, занимался в небольшом додзе с несколькими постоянными учениками. Фукуда был требователен в обучении своих немногочисленных учеников, и, как вскоре выяснилось, никто из них не был столь прилежен в занятиях, как Кано. Кано от всей души предался занятиям и, даже если рядом никого не было, занимался в одиночестве и выполнял различные движения с тяжелым железным шестом, который ему преподал Фукуда (судя по всему, Кано одновременно изучал бо-дзюцу, сражение на палках, в додзе при Ягю Сингэн-рю). Изодранная в клочья уваги (тренировочная куртка) Кано, хранимая ныне семьей Кано как одна из реликвий, говорит о том рвении, с каким он отдавался тренировкам. Его преследовали травмы. Перед занятиями Кано непременно покрывал тело сильнодействующим, но отвратительно пахнущим бальзамом собственного приготовления и потому быстро получил среди своих одноклассников прозвище «Кано благоухающий». Каждый вечер, вернувшись домой, он показывал старшему брату и сестре то, чему научился в додзе в течение дня.

Во время занятий дотошный Кано докучал Фукуде просьбами о подробнейшем объяснении каждого приема — точного расположения рук и ног, правильного «угла вхождения», распределения веса и так далее — но учитель обычно произносил только: «Подойди», — и вновь отправлял Кано на землю, пока пытливый ученик не обретал практического понимания приема благодаря опыту «из первых рук». Главным партнером по упражнениям для Кано был могучий тяжеловес по имени Фукусима. Он постоянно побеждал Кано в рандори (соревнования в вольном стиле), и Кано обратился за советом к своему другу, борцу сумо, надеясь, что приемы этой борьбы дополнят его опыт. Однако сумо не смогло помочь ему, и Кано отправился в Токийскую библиотеку, желая посмотреть, что предлагается в книгах по западной борьбе. Там он обнаружил технику, которую в впоследствии назвал ката-гурума («мельница»). После долгой подготовки и планирования этой домашней заготовки, он решился вызвать Фукусиму на бой. Придя на тренировку раньше обычного, он сел в углу и еще некоторое время наблюдал за манерой борьбы и передвижениями своего потенциального соперника. В конце тренировки Кано переоделся и, с уважением поклонившись Фукусима, просил провести с ним поединок. Тот рассмеялся и охотно согласился. Имея опыт многочисленных побед, он был уверен в успехе и на этот раз. Кано встал в двух метрах от соперника и, казалось, не имел никаких намерений атаковать. Несколько обескураженный и раздосадованный Фукусима сделал шаг вперед и, одновременно со своим вторым шагом, молниеносно захватил ворот кимоно хрупкого Кано. Именно этого и ждал подготовивший и предвидевший ситуацию соперник. Захватив разноименной рукой атаковавшую руку, развернувшись на четверть оборота к противнику и согнув ноги в коленях, второй рукой он подтолкнул теряющего равновесие Фукусима. В гробовом молчании присутствующих тот с грохотом приземлился на всю спину. Удивление зрителей усиливалось тем, что поверженный соперник, ошеломленный броском, долго не мог подняться.

Эта победа была важна тем, что дала создателю Дзюдо возможность убедиться в правильности рассуждений о значимости такого раздела техники, как кудзуси (выведение из равновесия).

В мае 1879 года Кано и Фукусима попали в отборную группу мастеров боевых искусств, организованную для инсценированной демонстрации бывшему президенту Соединенных Штатов Гранту во время его визита в Японию. Представление было принято генералом Грантом и другими американцами весьма благосклонно и широко освещалось в прессе США. К несчастью, вскоре после этого, в возрасте пятидесяти двух лет, скончался учитель Кано, Фукуда. Кано пытался самостоятельно проводить занятия в додзе, но очень скоро понял, что ему самому еще не хватает подготовки. Кано продолжил свою учебу в Тэнсин Синъе-рю у Масамото Исо (1818 -1881), сына основателя этой школы. В то время Масамото было за шестьдесят, и он уже не участвовал в рандори, но все еще считался мастером ката, приемов, проводимых согласно определенной схеме (позже Кано рассказывал своим ученикам, что ката в исполнении Масамото были «самым прекрасным зрелищем из всех, что мне приходилось видеть»). Кроме того, тело Масамото было словно отлитое из чугуна и без ущерба выдерживало прямой удар деревянного меча.

Обучение у Масамото позволило Кано овладеть мастерством выполнения различных ката и получить значительный опыт рандори — в додзе Масамото занималось тридцать учеников и Кано ежедневно нужно было провести поединок с каждым из них. Очень часто его тренировки заканчивались лишь к одиннадцати часам вечера, и совсем нередко усталость едва позволяла ему доползти до дому. Когда же Кано добирался домой, он продолжал заново переживать все свои бои во сне и пробивал ударами рук и ног дыры в бумажных стенах своей комнаты.

По мере того как Кано становился сильнее и рос в своем мастерстве, возрастала его уверенность в себе. На демонстрации, проводимой в Тоцука-рю при Токийском университете, Кано стремительно выпрыгнул из толпы зрителей и присоединился к рандори, поразив при этом непосредственностью своей импровизации как зрителей, так и самих участников. С другой стороны, Кано обнаружил, что чрезмерная самоуверенность может быть опасной — в додзе Масамото он провел очередной бросок слишком небрежно и был буквально пригвожден к полу новичком. Столь явный сигнал тревоги показал Кано, что нельзя недооценивать противника.

В 1881 году, после смерти Масамото, Кано вновь остался без учителя. На этот раз он отправился учиться к Цунэтоси Ийкубо (1835-1889) из Кито-рю. Родословная Кито-рю уходит к середине семнадцатого века. Во времена Кано Кито-рю сосредотачивалась, в первую очередь, на нагэ-вадза, техниках броска. Как стиль, так и содержание обучения в Кито-рю существенно отличались от принципов Тэнсин Синъе-рю, и Кано был очень рад познакомиться с новым подходом к дзю-дзюцу. Хотя Ийкубо было уже за пятьдесят, он продолжал вести занятия в течение целого дня и по-прежнему превосходил своих молодых учеников в рандори. Вероятно, это был самый искусный мастер боевых искусств из всех, у кого Кано доводилось учиться (в своих воспоминаниях Кано говорит: «У мастера Фукуды я научился тому, какой должна быть работа моей жизни, у мастера Масамото я научился тонкой природе ката, у мастера Ийкубо я освоил множество приемов и научился важности своевременности»).

Посвящая тренировкам все вечера, Кано не менее усердно погружался днем в книги, получая в Токийском университете отличные оценки. Кано закончил Токийский университет в 1881 году, но остался там для дальнейшего обучения еще на год. Летом 1882 года он получил диплом преподавателя литературы, что в те времена делало его преподавателем высшей интеллектуальной элиты японского общества. Доктор Кано решил продолжить образование в школе пэров, что в будущем открывало ему перспективу карьеры государственного служащего. Но увлечение дзю-дзюцу, ставшее делом жизни, изменило его судьбу. В феврале 1882 года он перебрался в Эйсе-дзи, небольшой буддийский храм секты Дзедо в районе Симо-тани города Токио. Там, в возрасте двадцати двух лет, он основал Кодокан, «Институт Изучения Пути».

Свое время Кано делил между буддийской практикой и научной работой. Большую часть дня он проводил со своими учениками в храме, где ел, шил и ремонтировал одежду для тренировок, проводил беседы и занятия. Одновременно ему приходилось выполнять функции преподавателя знаменитого лицея Гекусюин, в котором учились дети привилегированных особ. Занятия начинались ранним утром. Вторую половину дня Кано посвящал Дзюдо, затем делал записи и готовил план на следующий день, переводил с иностранных языков, засиживаясь иногда далеко за полночь.

Кано уже давно был влюблен в дзю-дзюцу и верил, что его необходимо сохранить как культурную драгоценность Японии; однако он был убежден и в том, что дзю-дзюцу следует приспособить к современным условиям. Он чувствовал, что основополагающие принципы дзю-дзюцу следует систематизировать в форме Кодокан Дзюдо, дисциплины разума и тела, воспитывающей мудрость и добродетельную жизнь.

Будучи последователем самурайских традиций, Кано в своих теоретических разработках отталкивался от идей дзэнского патриарха восемнадцатого века Такуана, изложенных в двух секретных трактатах, переданных основателям школы Кито-рю. Такуан утверждал, что победа может быть достигнута сочетанием твердости духа и концентрации воли с естественной свободой движений. Внутренняя «пустота», рассеянное сознание, не сконцентрированное ни на чем, непоколебимое спокойствие, предельное самообладание — качества, обеспечивающие успех в борьбе. Сравнивая дзю-дзюцу с Хи-наянои, «малой колесницей» с ограниченным размахом, он уподобил Кодокан Дзюдо Махаяне, «великой колеснице», охватывающей как личность, так и общество в целом. «Если труд человеческого существа не приводит к благу общества,- говорил Кано,- жизнь этого человека тщетна». Что же касается термина Дзюдо, который означает «путь мягкости», то он существовал уже несколько столетий. Некоторые старые тексты, к примеру, определяют Дзюдо как «путь, который следует течению вещей», что истолковывается в Кодокан Дзюдо как «наиболее эффективное использование энергии».

В течение первой половины 1883 года Ийкубо продолжал обучать Кано и по-прежнему одерживал над ним верх. Наконец, однажды Кано уловил ключевой момент дзюдо: «Если партнер тянет, я толкаю; если он толкает, я тяну». С этого времени он смог соревноваться со своим учителем на равных.

Хотя осенью 1883 года Ийкубо даровал ему право преподавания в Кито-рю, Кано все еще было трудно привлекать учеников из-за молодости и недостатка должного тренерского опыта.

В 1883 году у него формально зарегистрировалось всего лишь 8 учеников, а на следующий год их было10.

К 1885 году число желающих обучаться у него возросло до 54 человек, к нему обратились даже несколько иностранцев.

В 1886 году Кано переехал в Фудзи-ми-те, и там ему удалось построить прекрасное здание на 40 матов. В додзе при Фудзи-ми-те ученики с уровнями дан впервые начали носить черные пояса как знак своего статуса.

Многие школы старых стилей, подобные Синдо Рокуго Кай, объединялись, чтобы противостоять Кодокан Дзюдо, но такие организации просто не могли сравниться с подробно продуманной и тщательно спланированной системой Кано.

К 1889 году, когда Кано вновь перебрался в район Ками-Нибан-те, у него уже было более полутора тысяч постоянных учеников и несколько отделений Кодокана в разных частях Токио. Кодокан Дзюдо уверенно прокладывал свой путь к выдающемуся положению в мире боевых искусств современной Японии. В августе 1889 года Кано оставил свой пост в Гакусюин и, по требованию Императорского хозяйственного агентства, готовился предпринять длительное путешествие по образовательным заведениям Европы. Оставив своих старших учеников Сайго и Томиту во главе Кодакана, в сопровождении еще одного официального лица из Императорского хозяйственного агентства он отплыл из Иокогамы 15 сентября 1889 года.

Сделав недолгую остановку в Шанхае, они прибыли в Марсель в октябре. В течение следующего года Кано посетил Лион, Париж, Брюссель, Берлин, Вену, Копенгаген, Стокгольм, Амстердам, Гаагу, Роттердам и Лондон, а на обратном пути остановился в Каире, чтобы увидеть пирамиды. Самым сильным впечатлением Кано за время путешествия стало огромное число церквей и соборов, и тогда он впервые осознал, что религия обладала в европейском обществе всепроникающей силой. Поразила Кано и бережливость европейцев, старающихся ничего не терять впустую. Такая добродетель, распространенная в других странах, вновь подтвердила одно из основных убеждений Кано: в дзюдо, как и в повседневной жизни, человек должен стремиться к наиболее эффективному использованию предметов и энергии.

В целом, Кано был чрезвычайно доволен своей первой поездкой в Европу и чувствовал, что японцы и европейцы вполне могут сотрудничать на дружественной основе.

После посещения Египта в компании англичанина, француза, голландца, швейцарца и австрийца, Кано с гордостью рассказывал своим друзьям в Японии, что он один смог взобраться на вершину пирамиды и спуститься вниз без посторонней помощи и передышек. Во время долгого путешествия домой Кано беседовал с попутчиками о Дзюдо и демонстрировал им его действенность. На корабле служил очень сильный русский матрос, и ради развлечения был устроен бой между ним и Кано. Матрос быстро взял Кано в крепкий захват, и мастеру Дзюдо удалось на лету изобрести новый прием — наполовину коси-нагэ, наполовину сэой-наге — и одолеть своего противника броском. Больше всего толпу наблюдающих поразило не то, что такой маленький человек смог одолеть такого огромного, но то, что Кано удерживал матроса таким образом, чтобы тот не получил повреждений, ударившись о палубу. Кано вернулся в Японию в середине января 1891 года; его путешествие длилось шестнадцать месяцев.

В 1891 году Кано, которому исполнился 31 год, решил, что пора обзавестись семьей, и, после поисков подходящей партии с помощью старших, женился в августе того же года на Сумако Такэдзоэ. Увы, уже в следующем месяце Кано пришлось покинуть жену и принять должность директора Пятой высшей школы в отдаленном Кумамото. Как обычно, нововведения в образовании медленно доходили до провинциальных районов, поэтому Кано рассматривал свою работу в Пятой высшей школе как особое испытание. Бюджет ее был мизерным, хозяйство скудным, а учителя — недостаточно подготовленными. Не было в ней и додзе. В отсутствие средств на его постройку, Кано и его ученики вынуждены были заниматься прямо под открытым небом. В 1893 году Кано вернулся в Токио и занял пост директора Первой высшей школы, а немногим позже — ту же должность в Токийском педагогическом училище. Теперь он смог воссоединиться со своей женой, и в конце года у него родился первый ребенок, девочка. У этой супружеской пары было восемь детей — пять девочек и три мальчика.

На следующий год в Сима То-мидзака-тё был выстроен прекрасный додзё на сто матов, и тогда впервые была назначена небольшая оплата за обучение (в течение всей жизни Кано оплата занятий в Кодокане оставалась вполне приемлемой благодаря поддержке множества щедрых покровителей). Во время русско-японской войны 1904-1905 годов многие старшие воспитанники Кодокана, включая генерала Хиросэ и адмирала Асано, погибли в боях. Кано предостерегал своих соотечественников от ложной самоуверенности после неожиданных побед Японии над Китаем и Россией. Китай, отягощенный безнадежно продажным имперским двором и устаревшей армией, терпел поражение изнутри; Россия была не способна в дос- таточной мере снабжать отдаленный Дальний Восток войсками и боевой техникой, но, если бы война велась поближе к Москве, ее результаты могли бы быть совершенно противоположными. «Война никогда не идет на пользу, — писал Кано, — и непрерывные сражения рано или поздно приводят к поражению». В 1906 году Кодокан вновь расширяется; на сей раз он переезжает в додзё на двести семь матов в районе Симо-Томисака-тё. Примерно в то же время стандартом становится дзю-до-ги (форменная одежда дзюдо) в том виде, в каком она известна нам сегодня (прежде брюки часто были очень короткими, а куртки шились по самым разным образцам). В 1908 году японский парламент принимает закон об обязательном обучении кэн-до или дзюдо в средних школах. Широта взглядов Кано на проблемы физического воспитания не позволяла ему замыкаться в рамках одного, хотя и любимого, вида спорта. Заслугой этого человека является создание Легкоатлетического союза Японии, позднее вошедшего в Международную федерацию легкой атлетики. Появление в 1911 году Японской ассоциации любительского спорта также обязано усилиям доктора Кано. В 1909 году Кано избирается первым японским представителем в Международном Олимпийском Комитете. Хотя Кано был предельно добросовестным членом этого комитета и в конце концов добился проведения Олимпийских Игр 1940 года в Токио, он занимал довольно неоднозначную позицию по отношению к введению Кодокан Дзюдо в программу Олимпийских Игр. Как уже упоминалось, Кано был глубоко обеспокоен возрастанием значения спортивных побед и боялся, что олимпийское дзю-до может стать орудием национализма. Разумеется, он одобрял открытые международные турниры, но не хотел, чтобы они стали формой противостояния между различными странами и мерилом расового превосходства (дзю-до вошло в список олимпийских видов спорта лишь в 1964 году, спустя много лет после смерти Кано, и следует признать, что демонстрируемое на Олимпиадах дзю-до имело мало общего с исходными идеалами Кодокан Дзю-до).

С 1910 по 1920 годы Кано неутомимо продолжал преподавание и поездки. В возрасте шестидесяти лет он покинул пост директора Токийского высшего педагогического училища и отправился в длительное путешествие по Европе и Соединенным Штатам. Большое землетрясение в Канто в 1923 году пощадило Кодокан и не причинило ему серьезных повреждений, поэтому поездки и лекции Кано продолжались. Помимо прочего, он выступил с речью «Необходимость английского образования в современном международном обществе». Последние двадцать пять лет жизни Кано прошли в почти непрерывных путешествиях по родине и за границей. За свою жизнь он тринадцать раз пересек океан и посетил четыре континента. Несмотря на непрестанные сложные поездки, Кано никогда не жаловался на усталость; ему не нравилось слышать фразу «Оцукарэ-сама дэсита» («Вы, должно быть, устали?»), и, возвращаясь из очередного путешествия, он отмахивался от любого подобного приветствия. , Кано любил жизнь. Он наслаждался хорошей кухней и приятными напитками Востока и Запада (но ненавидел курение; он мог отказаться от присутствия на банкете, на котором было разрешено курить). Полный энтузиазма каллиграф и заядлый игрок в сякухати, Кано покровительствовал традиционным японским искусствам, в частности классической музыке и танцу. Ему очень нравились серьезные беседы о внутренних и международных делах, и нередко споры в его кабинете в Кодокане затягивались далеко за полночь.

Нет ничего неожиданного в том, что при таком непоседливом образе жизни Кано скончался во время путешествия. В 1938 году Кано отправился в Каир на заседание Олимпийского Комитета, на котором обсуждалась организация Олимпийских Игр 1940 года в Токио (в конце концов, эта Олимпиада была сорвана из-за начала Второй мировой войны). Европейские представители предлагали провести Игры в августе, но Кано предложил сентябрь: «В августе в Японии очень жарко и влажно. Японцы, которые привыкли к такой удушливой жаре, получат решающее преимущество перед спортсменами других стран».

Возвращаясь в Токио на судне «Хикава-мару», Кано заболел и тихо скончался 4 мая 1938 года, в возрасте семидесяти восьми лет.

Жизнь и учение Кано лучше всего отражаются словами, которые он писал, создавая Кодокан Дзю-до: «Учение одного добродетельного человека способно повлиять на многих; то, что было хорошо усвоено одним поколением, будет передано сотням поколений».

Дзигоро Кано (яп. 嘉納 治五郎). Родился 28 октября 1860 года в Микаге - умер 4 мая 1938 года. Японский мастер боевых искусств, создатель дзюдо, основатель школы Кодокан.

Дзигоро Кано родился 28 октября в 1860 году в городе Микаге (яп. 御影村, в настоящее время Хигасинада-ку, Кобе), недалеко от Киото.

В 1871 году, когда Кано было 10 лет, умерла его мать и его семья переехала в Токио.

У Кано были способности к изучению языков, и в возрасте 15 лет он начал посещать школу иностранных языков в Токио.

В 1877 году Кано поступил в Токийский университет, где изучал философию и политические науки.

В юношестве Кано был физически слаб и не выделялся хорошим телосложением, что давало повод для издёвок со стороны его сверстников. Кано решил самостоятельно начать развиваться и в возрасте 17 лет начал заниматься дзюдзюцу (дзюдо). Джиу-джитсу в то время в Японии было распространённым видом единоборства, но после реставрации Мэйдзи переживало не лучшие времена.

Впоследствии в основу техник дзюдо легли элементы борьбы из джиу-джитсу.

Сначала Кано обратился с просьбой обучить его дзюдзюцу к Рюси Катагири. Но первое серьёзное обучение он прошёл у Хатиносукэ Фукуды, в додзё которого обучался стилю Тэндзин Синъё-рю.

В дальнейшем Кано продолжил обучение у Масамото Исо, а с 1881 года стал изучать стиль Кито-рю под руководством мастера Цутэноси Инкубо.

При развитии бросковых техник Кано пришёл к мысли реформировать джиу-джицу. Кано хотел с помощью новой техники, базировавшейся на научных наблюдениях, добиться объединения ума и духа у своих учеников. Опасные техники, ведущие к травмам, Кано исключал из программы, стараясь создать новый, эффективный вид борьбы.

В 1881 году Кано окончил университет и вскоре поступил на должность учителя литературы в школу для детей из привилегированных семей.

В феврале 1882 года Кано открыл своё додзё - эта дата считается датой основания Кодокан дзюдо. В самом начале у Кано было девять учеников и зал размером на 12 татами.

Новое искусство дзюдо стало распространяться лишь тогда, когда ученики Кано в 1885-1888 годах во время турниров, проводимых под эгидой Полицейского управления Токио, сумели неоднократно победить в соревнованиях с представителями различных школ дзюдзюцу.

В связи с такими успехами школа дзюдо стала распространяться по Японии довольно быстро.

Когда началась русско-японская война 1904-1905 гг., большое количество старших воспитанников школы Кодокан, включая адмирала Асано и генерала Хиросэ, не вернулись с баталий. Сам Кано не один раз предостерегал японских граждан от излишней самоуверенности после якобы триумфальных побед Японии над Россией и Китаем.

В 1907 году дзюдо, наряду с кэндо, ввели в программу общеобразовательных средних школ, а затем оно постепенно получило распространение в полиции и армии.

Кано вкладывал много смысла в дисциплину и был очень строг. С другой стороны, его ученики не должны были платить за своё обучение и откупались рисом и чаем. Он даже предоставлял своим ученикам одежду для тренировок, которую сам сшивал.

Широта воззрений Кано на проблемы физического воспитания дала возможность заниматься вопросами и других видов спорта. Так одной из главных заслуг мастера считается создание и организация Легкоатлетического союза Японии. Кроме того, благодаря усилиям Кано, появилась и Ассоциация любительского спорта страны. Это было в 1911-м.

В 1909 году Дзигоро Кано как руководитель самой влиятельной японской спортивной организации был избран членом Международного олимпийского комитета.

В 1911 году Кано основал Японскую спортивную ассоциацию и был выбран на пост её президента.

В 1919 был назначен президентом Японской атлетической организации.

В 1938 году, 4 мая, Кано умер от воспаления лёгких в возрасте 77 лет, во время путешествия домой из Европы в Японию.

После его смерти распространением дзюдо начал заниматься его сын Рисеи Кано.

Рост Дзигоро Кано: 165 сантиметров (5 футов, 5 дюймов).

Учителя Дзигоро Кано: Катагири Рюси, Фукуда Хатиносукэ, Исо Масамото, Инкубо Цутэноси.

Степень мастерства в Дзюдо: основатель Kodokan Judo Institute, 12-й дан.

Тенджзн Синё-рю: инструктор.

Известные ученики Дзигоро Кано: Томита Цунэдзиро.

Личная жизнь Дзигоро Кано:

С 1891 года был женат. Супругу звали Сумако.

Кано буквально ненавидел курение и даже отказывался от присутствия на банкете, где было разрешено курить.

Цитаты и афоризмы Дзигоро Кано:

♦ "Обдумывай тщательно, а действуй решительно".

♦ "Не важно, будешь ли ты лучше кого-то. Важно, будешь ли ты лучше, чем вчера.

♦ "Если ты упал семь раз, встань восемь".

♦ "Какова бы ни была цель - будь то нанесение удара в определенное место или проведение броска определенным способом, всегда должен существовать единый всеобъемлющий принцип, управляющий всей сферой. И этот принцип - оптимальное, наиболее эффективное использование духовной и физической энергии, направленное на достижение конкретной цели".