Спорт, питание, похудение, упражнение

Фрирайд анны ханкевич. Ты верила в себя тогда

- Как ты начала кататься на горных лыжах?
- Родители отдали меня в горнолыжную секцию. Сначала хотели в гимнастку, но туда не взяли - сказали, слабая. Класса с 1-го я начала заниматься горными лыжами. Не могу сказать, что мне очень нравилось, или очень не нравилось. Просто ходила и ходила. В своей секции я была, наверно, лучшей. Но на общечеловеческом уровне ничего особенного не достигла, наверно, потому, что очень не люблю соревноваться. Кататься мне нравилось, а соревноваться - нет. В 9-м классе школы я перестала заниматься в секции. Родители сказали: «Хватит. Пора об учебе подумать». Отдали меня в физмат лицей. И все завертелось - другие интересы. Лицей очень много дал мне в плане внутреннего развития, хотя, конечно, это был серьезный переход от полного разгильдяйства в плане учебы к шестидневке. В субботу у нас были 4 пары математики подряд! Когда все нормальные дети отдыхали. Отучилась в лицее и пошла почему-то не на мехмат, а на психологический факультет МГУ. То, что пойду в МГУ, даже не обсуждалось. Ничего другого я не хотела. Благополучно окончила Университет с красным дипломом. А на лыжи вернулась только после того, как лет 7 покаталась на сноуборде.

Как он возник в твоей жизни?
- На 3-м курсе я вернулась горы. До этого занималась альпинизмом - но только летом. И вот раз приехала зимой. Твинтипов или широких лыж для фрирайда тогда не было. Все катались по трассам. Мне это было скучно, я этим все детство занималась. Зато там были прикольные сноубордисты, которые не боялись выезжать за трассы, прыгали, делали трюки. Это было очень интересно, и я встала на сноуборд. И лет 7 каталась только на доске. Стала инструктором. А буквально 3 года назад подумала: «А почему бы мне снова не попробовать лыжи?». И катание на них мне так понравилось, настолько захватило меня, что сейчас это основная моя деятельность. Все что происходит в жизни - связано с лыжами.

А образование, полученное в МГУ, было как-то применено с точки зрения профессии?
- Нет. Просто вариантов не было. Я училась на кафедре психофизиологии. Наука очень интересная и прикольная, но, как и любая другая наука в России, финансово не поддерживается. Чтобы работать в этой области, надо было ехать за границу. В общем, предлагали: «Пожалуйста». Но я немножко патриот, да и бросать все ради науки не хотелось. Осталась в России. Поработала несколько лет в офисе, пока не
пришла к сноуборду и лыжам. В смысле - катанию, как основному роду своей деятельности.

А как ты попала в альпинизм?
- У меня отец мастер спорта. Поэтому без альпинизма я никак не могла обойтись. Еще во время моей учебы в лицее он собрал группу старшеклассников, повез нас в Узункол. Тогда все было по-правильному. Один год - значок, еще год - 3-й разряд, потом - 2-й. Когда 2-й разряд закрыли, еще года два походили сами по себе. А дальше - кто женился, кто еще чего, и мы как-то разошлись. А ходили всегда одной командой. У меня произошел логичный переход в сноуборд. Произошел он через бэккантри лагерь, который Максим Панков организует. Бэккантри - это синтез альпинизма и катания. Примерно через год после того, как встала на доску, я попала в этот лагерь. И мне очень понравилось. Сейчас я уже практически не хожу по горам. Ну, разве что, если по гребню надо дойти куда-нибудь до начала спуска.А почему забросила альпинизм? Просто на все времени нет. Это отдельное занятие, требующее много сил, если ты хочешь развиваться. Сейчас мне интересней лыжи. Они занимают фактически весь год у меня.

А летом ты чего на лыжах делаешь?
- Катаюсь! 3 недели июля - летний лагерь на Эльбрусе. Прошлым летом после него я замечательно съездила в Швейцарию, попрыгала в парках. В августе, правда, побывала в Фанах. Не совсем альпинизм, скорее треккинг.

Ну и как там?
- Все так же красиво! До этого я была там в 1998 г. Наверно, в 2018 г. теперь поеду (смеется). База на Алудинах еще функционирует? Она процветает! Благодаря усилиям Руфины Григорьевны Арефьевой. Когда мы пришли, там множество палаток стояло. Туда можно заказать трансфер прямо из Москвы. Все очень неплохо. Мне понравилось.

Вернемся к лыжам.
- Зима оказывается очень короткой. Ее не хватает на то, чтобы заниматься всеми областями лыж. Зимой хочется фрирайда, а летом - прыгать. Как ты финансируешь свой круглогодичный лыжный проект?
Периодически я езжу работать инструктором по сноуборду. Работаю со «СноуПро». Прелесть состоит в том, помимо веселой компании, что это локальная работа. Организаторы набирают группу, инструкторов и вывозят всех куда-нибудь в горы. Съездил на неделю, заработал денег. Когда в следующий раз захочешь, надо просто заявить о своем желании и надеяться на то, что тебя возьмут.

Куда ты обычно ездишь?
- Работать? Да все равно куда. Финляндия, Австрия, Эльбрус летом - три последних рабочих поездки. Сейчас в Кировск поеду.

Сколько людей в группе?
- Обычно 7. Это оптимальное число. 5 - мало, не очень интересно. Больше 8 - уже много. Если в твоей группе 7 - 8 человек, то и работать интересно, и внимания каждому можешь уделить достаточно.

Получается у тебя обучать? Это все-таки очень отличающаяся от просто катания вещь.
- Я знаю людей, которые здорово катаются, но совершенно не могут научить. И наоборот бывает. В работе инструктора мне, наверно, помогает образование психолога. Я люблю учить, мне это нравится. И надеюсь, что у меня получается. По крайней мере, люди довольны. А это главное. Мы же людей не для соревнований готовим, а просто пытаемся научить их, чтобы они получали удовольствие от катания. Главный критерий - это удовольствие! Пока я не слышала отрицательных отзывов о себе. Но это совершенно отдельное дело, и если ты хочешь кататься, то совмещать
очень тяжело. Поэтому я не буду работать лыжным инструктором - на лыжах я хочу кататься сама.

И что, 2-3 таких поездок хватает, чтобы обеспечить себя и ездить кататься, куда захочешь?
- Ну, не 2-3, а 4-5. И не куда захочешь. Я бы, может, и хотела на Аляску поехать, но сейчас это нереально. Нахожу какой-то разумный компромисс между тем, что хочется, и тем, на что есть деньги. Вообще, этот год очень удачный. Благодаря Ване Малахову, Коле Пиотровскому и компании Action Brothers. Во многих местах мы имеем скидки на катание, проживание. И я не так много трачу на свои поездки. Пока деньги есть. Как только кончатся, пойду работать инструктором. Или в Макдоналдс. Все равно куда. Заработаю денег и буду дальше кататься! (смеется) Я, слава Богу, не обременена никакими обязательствами - у меня нет семьи, нет детей. И не так много денег нужно на катание. Если выбирать дешевые билеты, самой делать визы. Конечно, немного беспокойно, но зато дешевле.

А что родители думают по поводу твоего такого серьезного увлечения горными лыжами?
- Думаю, они будут очень рады видеть мой профайл в «Вертикальном мире». Они сами тесно связаны с горами, любят путешествовать. Мне кажется, они меня понимают.

А прыгать как ты начала? На сноуборде?
- Я пыталась прыгать на сноуборде. Но на лыжах у меня получается лучше. Когда я переходила с доски на лыжи, этому переходу мешала работа инструктором - тогда я больше работала, много ездила. И первое свободное время, которое можно было посвятить лыжам, выпало на летний лагерь. Кроме как прыгать, делать там больше нечего. Вот я и стала прыгать. На лыжах. Это было в позапрошлом году. Тогда же впервые попыталась джиббить. И это мне тоже понравилось. Но сейчас тяжело заниматься и фрирайдом, и ньюскулом. Какие-то соревнования, например, просто совпадают по срокам. Поэтому последнее время я занимаюсь только фрирайдом. Зимой ты катаешься в горах, а не в парке. Но настанет апрель - будет домбайский лагерь, кировский, потом летний лагерь на Эльбрусе. И будет период занятий ньюскулом, прыжками, джиббингом.

То есть ты планируешь совершенствоваться в ньюскуле?
- Да, конечно. Одна из прелестей лыж - в их многогранности. Целина, лес, большие горы, но, кроме этого, и всякие развлечения типа джиббинга. Все очень разнообразно, но и то, и другое очень интересно. И здорово, что можно и тем, и другим заниматься. Конечно, на все времени не хватает, но, надеюсь, я пока еще могу развиваться и во фрирайде, и в ньюскуле. Тем более, мне кажется, что зарубежные райдеры не делают такого четкого разграничения между дисциплинами. Многие ньюскулеры пытаются кататься в больших горах, снимаются в фильмах. При этом они не бросают фристайл, просто дополняют его фрирайдом.

Логично. Зачем все время ньюскулить, когда есть целина?
- Но целина тоже не всегда есть. Летом, например. Самое время для ньюскула. Но даже сейчас, когда у меня было 2 месяца замечательного фрирайда и очень хорошей целины, я периодически думала: «Сейчас бы какую-нибудь перилку!» Не то что бы я прямо все за нее отдала, но хочется разнообразия. И как раз многогранность лыжного спорта дает возможность разнообразить свое катание. Единственное, что никогда не буду пробовать, это спидфлайинг. Боюсь высоты. Даже с парашютом никогда не прыгала. Хотя смотрится спидфлайинг замечательно. И снимает многие преграды. Уже ничего не страшно: 20 м скала - перелетишь.

Но все же это довольно опасный вариант катания. Много народу травмируется. Можно, кстати, затронуть вопрос о травмах, коль уж начали об этом.
- У меня не было травм, и я этим горжусь. Наверно, временами я очень осторожна. За все время катания, что на лыжах, что на доске - не получила ни одной серьезной травмы. Тьфу-тьфу-тьфу.

Что является залогом этого?
- Осторожность. Может, везучесть. Я никогда не делаю чего-то, в чем я не уверена.

А ты тренируешь связки, сухожилия перед сезоном? Растягиваешься?
- Безусловно, перед сезоном стараюсь тренироваться. Не могу сказать, что знаю волшебный набор из 5 упражнений, за счет которых колени станут замечательными. Такого нет. Я бегаю. Люблю велосипед. Не так давно начала заниматься йогой. Очень нравится. Я вообще люблю физическую активность. Во многих вариантах. Когда нет лыж, я стараюсь заняться чем-нибудь еще. В футбол вот играла пару лет. Очень помогает для поддержания формы. Но опасно, все-таки контактная игра. На футболе-то я и получила единственную травму - перелом мизинца. Что помешало мне нормально провести осень. Конечно, может, и надо озаботиться какими-нибудь специальными упражнениями. Но пока я просто стараюсь много двигаться. Я живу рядом с Филевским парком. Из дома вышел - пробежечка на час. Я, вообще, Москву не очень люблю, но мой район зеленый, тихий. Там я еще могу существовать. В последние несколько лет город меняется в худшую сторону, и мне уже тяжело здесь находиться. Даже в те редкие минуты между поездками, что я бываю тут. Стараюсь побыстрее снова куда-нибудь уехать.

Каких успехов удалось добиться в горных лыжах?
- Поскольку катаюсь я недавно, достижений не очень много. В прошлом году в первый раз участвовала во фрирайд-соревнованиях. На Elbrus Open. Не очень удачно. В этом году ездила на Dombai Open и Red Bull Powder Kick в Болгарию. Оба раза заняла 2-е место. На Домбае по оценкам была ближе к 3-й строчке, в Болгарии - к 1-й. Надеюсь, что в следующих соревнованиях выступлю хорошо. Хотя, как я уже говорила, соревноваться не очень люблю. Это всегда фрустрирующая ситуация для меня. Очень волнуюсь. Не понятно почему. Я не боюсь упасть, например. Но просто это не мой формат. Я, скорее, вынуждена участвовать в соревнованиях. Сами по себе они меня не очень прельщают. Лучше просто покататься, посниматься. Вот снимать фильм мне очень нравится. Это занятие, которое меня вдохновляет. А соревнования - это необходимость, к которой я пытаюсь привыкнуть и настроить себя на то, чтобы ехать так, как умею. Пока получается, что на соревнованиях еду сильно хуже, чем при обычном катании. Что касается фристайла, то я участвовала в соревнованиях в рамках прошлогоднего лагеря Vans в Кировске. Заняла 2-е место. Не думала, что так удачно выступлю. Во время летнего лагеря на Эльбрусе участвовала в мужских состязаниях. Ребят было 13, я - одна, но стала 7-й. Немножко горжусь этим! Что будет дальше - не знаю. Сложно согласовать календарь. Мало райдеров, кто занимается и фрирайдом, и ньюскулом. Поэтому организаторы фристайлических мероприятий не смотрят на расписание стартов по фрирайду. Недавно вот были состязания по ньюскулу, но я их пропустила, потому что была в Болгарии. Но надеюсь, что будут какие-нибудь соревнования в ближайших лагерях.

A Freeride World Tour тебя как-то возбуждает?
- Очень! (смеется) Это моя мечта (следующая после профайла в «Вертмире») - поучаствовать в FWT. В этом году в Поляне я впервые увидела эти соревнования в живую. И была восхищена. Это грандиозное событие. Конечно, я мечтаю, что когда-нибудь буду в этой тусовке. Но у меня пока мало опыта. Нужно больше опыта именно участия в соревнованиях, нужно больше опыта во фрирайде, чтобы читать рельеф, лучше выбирать маршрут, понимать, на что обращают внимание судьи. Поэтому я решила, что в этом сезоне не буду пытаться участвовать в туре. Есть вероятность, что в следующем году в России пройдет этап квалификационного тура. Если он состоится, то в нем участвовать буду. В основную сетку FWT пробиться очень трудно. Во-первых, нужно много денег, чтобы ездить на все этапы квалификации - а чем в большем количестве этапов ты поучаствуешь, тем выше твои шансы. А так как очки, заработанные в квалификационных этапах, идут и в зачет основного тура, райдерам, напрямую попадающим в FWT, тоже выгодно выступать в квалификации. И конкуренция огромная. Но в следующем году очень надеюсь хотя бы в одном этапе поучаствовать. Мой любимый анекдот про футбол: «Спонсор сборной России по футболу - «Балтика «О». Надо трезво оценивать свои силы». Так и я - трезво оцениваю свои шансы. Пока они невелики. Участвовать просто для галочки не хочется. Хочется участвовать с какими-нибудь надеждами на успех. А девушки в туре катаются очень круто.

В этом году подобрался очень сильный состав.
- Я была поражена: девочки едут как мальчики. Несколько участниц очень впечатлили агрессивностью, скоростью, устойчивостью.

Кто именно?
- Джессика МакМиллан. Вообще, по именам я плохо помню. По костюмчикам только. Джессика приехала за несколько дней до стартов. С командой из 5 человек. 4 парня и она. И все дни перед соревнованиями, что они раскатывались, Джессика ехала впереди, и мальчики пытались за ней успеть. Умения ехать первой мне тоже не хватает. Я хорошо катаюсь, когда не сама выбираю маршрут, а еду за кем-то. Ну, это нехватка опыта. Вопрос времени и наката в горах. Поэтому начинать надо с малого. Вот в Болгарию съездила на международные состязания. Это, конечно, не FWT. Но все же можно сравнить себя с иностранцами.

Если заняла 2-е место, значит, неплохо получилось.
- Ну, уровень участниц сравним с российскими стартами.

А из мужиков в Поляне тебя кто-нибудь впечатлили?
- Так получилось, что вне соревнований мы много катались с Дрю Табке. Он меня очень поразил своим катанием. Даже один проезд за таким мастером очень много дает тебе, как райдеру. А так, чтобы выделить кого-то одного в состязаниях, - такого нет. Но уровень очень серьезный. Конечно, я больше внимания обращала на проезды девушек. Пыталась сравнивать с нашими девчонками. Пока из наших райдеров лишь единицы участвовали в FWT. Наверно, это реально отражает наш уровень. Конечно, мешает отсутствие серьезного финансирования. Но не это главное. Может, играет роль то, что нет внятных перспектив. Не ясно, куда двигаться. А какие перспективы? Вот есть молодой райдер. Ему кажется, что он хорошо катается. И куда ему двигаться? Непонятно. Институт спонсорства у нас не развит, добиться поддержки сложно. Спонсорство, конечно, не цель, но оно может помочь в достижении целей. Бывает, его получают не лучшие райдеры, а самые, так сказать, представительные. Те, кто умеют себя должным образом показать. При этом не факт, что они представляют собой что-то серьезное с точки зрения катания. Соревнования в России проходят нерегулярно, и их не много. FWT слишком далеко, чтобы простой российский райдер мог всерьез о нем задумываться. Вот и нет мотивации, потому что непонятно, к чему стремиться. Плюс на западе каждый райдер ощущает уверенность в завтрашнем дне. Он выступает в соревнованиях, да, он может убраться в любой момент, но у него нормальная страховка, у него есть уверенность, что в случае чего его попытаются поставить на ноги, что после завершения карьеры он сможет работать инструктором или гидом - а это почетная работа. Не думаю, что наши райдеры уверены в завтрашнем дне. Я, по крайней мере, не знаю, что со мной будет через 5-10-15 лет. Да и система обучения, детский спорт у них лучше поставлены. И людей там больше катается, что тоже влияет на ситуацию в целом. Средний уровень выше. В Поляну приезжали лучшие из лучших, но тот эшелон райдеров, кто идет за ними - очень силен. И многочислен.

Достаточно посмотреть, как катаются иностранные фотографы и операторы.
- Да любого из них на наши соревнования... Они очень круто катаются.

Кого из наших девушек-райдеров можешь выделить?
- Не знаю. Есть девушки, которые хорошо катаются. Но я бы лучше каталась с западными. Если бы мне предоставили возможность выбирать. Или с нашими ребятами. Мне очень понравилось кататься с молодыми домбайскими райдерами. Любой парень среднего уровня катается лучше тебя, поэтому с ним интересно. Я очень рада и по-доброму завидую Веронике Сорокиной, что у нее есть возможность весь сезон кататься с западными райдерами. Уверена, для нее это будет серьезный толчок для повышения уровня. Катание с сильными райдерами - это неоценимый опыт.

А среди зарубежных лыжниц есть кто-нибудь, на кого хотелось бы походить?
- Не сотвори себе кумира. Вообще, мне бы хотелось, чтобы люди, смотря на меня, думали, что едет мальчик. В принципе, мне нравится Мишель Паркер. Хотя она не самая известная лыжница, но ее катание мне импонирует. Сложно объяснить, почему. Вопрос стиля - тонкий вопрос. Есть видео, в котором Сет Мориссон катается в больших горах с Таннером Холлом. Хоть убей, я не замечаю разницы. Хотя первый - мега-фрирайдер, а последний - мега-фристайлер. Я не вижу принципиальной разницы в их проездах - они оба едут офигенно!

Что еще, кроме горных лыж, нравится? Лыжи, как я понимаю, занимают первое место. А дальше?
- Да, безусловно занимают первое место. И единственное. Лыжам посвящено очень много времени. А то время, которое им не посвящено, все равно как-то косвенно с ними связано: я либо билеты покупаю, либо визы оформляю, либо тренируюсь, либо вот интервью даю.
Как и любому человеку, мне нравится поваляться на диване с хорошей книжкой. Недавно Анну Каренину начала читать. В школе чаша сия меня миновала, и это хорошо, потому что я уверена, что тогда не стала бы читать эту книгу так, как читаю сейчас. Сейчас читаю с удовольствием. Когда я в офисе работала, чего-то не хватало, чтобы вот так сесть и почитать. Наверно, жизнь была слишком насыщенной и нервной. А сейчас все спокойней, и очень приятно посидеть с книгой. А телевизор категорически не люблю.

А музыку?
- Спокойно отношусь. Есть определенный набор любимых композиций. Но они любимы не потому, что сами по себе хороши, а потому, что связаны с какими-то определенными воспоминаниями, периодами жизни, ситуациями. Что-то новое появляется достаточно редко. Я не меломан.

Какими ты видишь ближайшие 3 года своей горнолыжной карьеры?
- Я так далеко не заглядываю. Могу о планах на 3 месяца рассказать. Рано строить планы на следующий сезон, этот еще не завершился. Хочется хорошо выступить на Elbrus Open, хочется хорошо покататься и снять качественное видео во Франции, куда мы поедем, очень хочется, чтобы профайл в «Вертмире» получился красивым (смеется), хочется освоить несколько новых трюков в парках. Планы на следующий сезон буду строить по результатам этого. Он до осени четко распланирован. После летнего лагеря я хочу поехать во Францию в парки, а потом мы с друзьями пойдем в поход вокруг пика Ленина - хотим полюбоваться на высокие горы.
Очень сложно что-то планировать, потому что мир наш нестабилен. Лучше ничего не загадывать, а смотреть уже ближе к делу. Люди, которые пытаются распланировать жизнь на несколько лет вперед, временами бывают разочарованы.

Удачно тебе завершить сезон!
- Спасибо! И спасибо моим спонсорам - Haiti и Amplid. Хочу передать приветы всем людям, с которыми мне довелось покататься в этом году! Это было замечательно!

И тебе ничего не мешает стать счастливым!

Интервью с Анной Ханкевич, российской профессиональной горнолыжницей-фрирайдером и гидом.

Анна Ханкевич — биография

  • На лыжах с 6 лет
  • За плечами горнолыжная секция и
  • Диплом психолога МГУ
  • Работала инструктором по сноуборду и
  • Занималась альпинизмом (взошла на Пик Ленина — 7134 м и другие вершины)
  • Сегодня — гид по горным лыжам и профессиональная спортсменка (горные лыжи) — спонсоры Спортмастер, Volkl, Columbia, Marker
  • Участница и победитель многих российских и международных соревнований, в том числе FWQ :

1 место - Nendaz Freeride 2013
3 место - Chandolin 3* 2013
1 место – Eldorado 4* 2012, 2013
4 место – Hochfugen 4* 2012, 2013
1 место – Sheregirls 2* 2011, 2012
1 место - Freeride Kanin Battle 2* 2011,
4 место – Nendaz Freeride 4*2011
1 место – Mistic Experience 2* 2010

Перед тем, как мы начнем разговор с Аней, посмотрите это видео. Тогда вам будет намного легче понимать, о чем дальше пойдет речь:

Интервью с Анной Ханкевич

Фотографий в самом тексте немного — чтобы мы не отвлекались от серьезного разговора, но, в конце статьи, вас ждет подборка классных фотографий из жизни спортсменки.

Как и когда ты встала на горные лыжи?

Мама, папа и я — горнолыжная семья! И еще бабушка. Поэтому выбора у меня, особенно, не было. Мне было лет шесть, когда меня обули в горнолыжные ботинки, а бабушка стала моим первым инструктором.

Как только мы переехали в Крылатское (холмистый район Москвы с подъемниками), меня тут же определили в горнолыжную школу.

Когда ты поняла, что горные лыжи — это твое?

Я до девятого класса ходила на тренировки и спокойно относилась к лыжам. Кататься мне нравилось, но они меня не волновали, страсти не было. Я посещала спортивную школу просто потому, что так надо было.

По правде говоря, к девятому я катание вообще забросила — надо было заканчивать школу и поступать в университет, все силы были брошены на учебу. И только на втором курсе я вспомнила про горы, и встала… на сноуборд.

Вот тогда-то меня и зацепило серьезно. И произошло это именно на сноуборде — так непередаваемо было бороздить пушистый снег на широкой доске!

И в своих первых российских соревнованиях по фрирайду я участвовала на сноуборде, два года подряд. Только потом я обратила внимание на лыжи.

Почему?

Горнолыжная индустрия пробудилась от спячки и выдала своим поклонникам несколько долгожданных подарков — толстолыжи (широкие лыжи для катания вне трасс) и технологию рокер (помогает лыжам не тонуть в глубоком снегу).

Что такое фрирайд, ведь тебя интересовало это направление, а не катание по трассам?

Верно. По поводу фрирайда: те, кто думает, что фрирайд — это вечное катание по пояс в глубокой целине, пусть посмотрит на YouTube соревнования по фрирайду, например, FreerideWorldTour. Мы-то знаем, что на таких контестах почти никогда не бывает идеального пушистого снега. Вместо него, часто, жесткий или задутый снег, иногда корка, в общем, всякая гадость.

Лично для меня фрирайд — это когда мы с друзьями покидаем трассы. Как только ты вышел за флажки волчатника, остальное — все фрирайд. Можно ползти пешком в гору или уезжать траверсом от подъемника, можно лететь вертолетом или идти ски-туром. Все это фрирайд.

Это и разнообразный рельеф — лес, поля, кулуары. И непредсказуемое состояние снега. Его даже может быть много, но он сырой и тяжелый, и тогда фрирайд будет непростой.

Все это фрирайд, во всем своем многообразии. Поэтому я люблю его.

Нужен ли инструктор для будущего фрирайдера, когда он только встает на лыжи?

Есть примеры, когда люди здорово начинали кататься вне трасс без формального обучения у инструктора или в школе. Я знаю несколько таких примеров, самый яркий из них — Иван Малахов, вы все его знаете. Он никогда, насколько мне известно, не брал уроки, а вместо этого, бесконечно катался вне трасс сам. И, как видите, достиг больших успехов.

Но Иван, скорее, исключение из правил. На мой взгляд, начальное становление техники на трассе под присмотром грамотного инструктора серьезно облегчит дорогу во фрирайд. Его техника будет более точная, более красивая. При таком подходе люди быстрее прогрессируют. При переходе во фрирайд, им остается только адаптировать существующие уже навыки под новые условия катания на диком рельефе, то есть провести тонкую настройку.

Даже если у вас есть талант к лыжам, и вы сможете обойтись без инструктора, путь во фрирайд все равно можно сократить с помощью обучения. Лучше с первых дней развивать свой талант под присмотром инструктора, чем в одиночку нащупывать тропинку в лыжи. Короче, хороший инструктор нужен всегда.

Когда случился переломный момент и ты решила сделать горные лыжи своей профессией?

Сначала с решила связать свою жизнь с горами и сноубордом, а не лыжами. Мысли сбежать из города в горы начали беспокоить меня, когда я еще каталась на сноуборде. И еще, помимо катания, я мечтала много и повсюду путешествовать.

Помню, перебирала в голове разные варианты реализации задуманного, и самым реальным из них был — стать инструктором.

Выучившись на него и поступив на работу в школу сноуборда и горных лыж snowpro.ru, я начала больше путешествовать, что и требовалось доказать. И я начала зарабатывать деньги моим любимым занятием. Так начался мой путь в горы.

Именно возможность зарабатывать, катаясь в горах, дала мне возможность оставить офис. (Надо же, ведь когда-то я работала в офисе!)

А проработав несколько лет инструктором на сноуборде, путешествуя по миру, я начала приходить к тому, что мне хочется чего-то нового и другого. Этим новым и стал переход на лыжи, о котором я уже говорила.

Тогда же я решила, что найду спонсорскую поддержку, чего бы это ни стоило. У меня получилось, я очень рада и благодарна этому, ведь эта помощь дала мне возможность кататься по всему миру и заниматься любимым делом совершенно свободно. В этот период я просто путешествовала и каталась, и почти не беспокоилась, где мне брать средства на жизнь. Моя мечта сбылась!

От чего привычного пришлось отказаться, в связи с переездом в горы? Ведь многие боятся сделать такой шаг в страхе потерять высокую зарплату и другие радости, которые дает работа в офисе.

Лишения действительно были. И самое страшное — это потеря ощущения покоя и стабильности, которые давала жизнь в городе.

А в горах, на тот момент, меня ждала неопределенность. Когда ты не знаешь, когда и сколько денег получишь, и как проживешь следующие несколько месяцев, это достаточно сложно. Особенно, на начальном этапе.

Вот эта неуверенность и непредсказуемость и пугает многих. Но то, что стоит за этими страхами, для меня имеет намного большую ценность. Это свобода делать то, что хочешь, распоряжаться своим временем. Для кого-то пара недель в году в горах достаточно, но только не для меня. Мне надо намного больше, поэтому я готова была рискнуть.

Однако, если вы решите связать свою жизнь с горами, это надо сделать по-взрослому, продуманно. Сначала подготовить почву, а только потом написать заявление об увольнении.

Я так и поступила. Я прошла школу инструкторов и немного поработала. Поняла, что могу этим зарабатывать какие-то деньги, и мне их хватит на пусть и спартанскую жизнь. И только после этого я ушла.

При таком серьезном повороте в жизни, важным является поддержка в твоих настоящих друзей и близких. Моим родителям было непросто согласиться с моим неожиданным решением. Когда я объявила, что я не хочу жить обычной городской жизнью, что мне нужны горы и я хочу путешествовать, они меня не поняли. На какие средства я собираюсь жить?

Кстати, я сама до конца не понимала, что меня ждет впереди, и ничего вразумительного им тогда не сказала, чтобы их успокоить. Но у меня была решимость.

Состоялся серьезный разговор с папой, а он в прошлом — альпинист. Я ему сказала, что хочу также, как он, связать жизнь с горами. Папа ответил, что для него, в те времена, все было проще, ведь спорт финансировался государством в советское время. На что я ему ответила, что я тоже найду тех, кто будет меня спонсировать, а на первое время буду работать инструктором. В итоге, родители меня поддержали и это было облегчением.

Сегодня, спустя время, я могу сказать, что каждый может заниматься любимым делом и зарабатывать прилично на жизнь. Надо только сильно захотеть, все продумать и начать действовать. Без последнего все ваши планы останутся только в планами.

Ты верила в себя тогда?

У меня была другая уверенность: если не получится так, как я задумала, то смогу найти силы пойти другим путем, пусть и с самого начала. Я знала, что если что-то пойдет вкривь, я переживу, это меня не разрушит.

Когда ты стала профессиональным спортсменом-фрирайдером?

Пришел день и захотела попробовать себя в спорте. В детстве я участвовала в различных соревнованиях, но больших побед не добивалась. Я помню, как детский тренер пытался вызвать во мне спортивную злость, но у него ничего не выходило, ведь я не сильно горела лыжами. А тут я прямо почувствовала ее прилив в себе, в больших размерах.

Я ушла в профессиональный спорт, когда мне было 28 лет, что по горнолыжным меркам очень поздно. Многие начинают на 10 лет раньше, а то и больше. Но верой в себя и упорством я быстро набирала нужную форму. И пришла в такую кондицию, что готова была обращаться к спонсорам. Все тот же Иван Малахов рассказал, как правильно это сделать. Спасибо ему за это.

Было это так. На ежегодной горнолыжной выставке “Лыжный Салон” в Москве я рассказала о себе и договорилась о первой помощи — меня согласились обеспечить бесплатным снаряжением. А через два года мы подписали уже серьезный контракт со Спортмастером, и с тех пор они оказывают мне внушительную финансовую поддержку.

Заезд Анны Ханкевич на соревнованиях Freeride World Tour в Nendaz:

Сколько надо кататься/тренироваться, чтобы стать профессиональным спортсменом?

Тут все индивидуально. Играют роль и таланты и упорство. И то, что в тебя заложили с детства родители. В моем случае спортивная школа дала отличную базу для дальнейшего карьерного (горнолыжного) роста — я отлично чувствовала лыжи. Позже, мне оставалась только подогнать технику под владение новым типом лыж и условиям катания вне трасс. Благодаря навыкам, полученным в детстве, у меня это произошло очень быстро.

Есть ли у тебя талант к горным лыжам?

Нет, я знаю себя и таланта к горным лыжам у меня нет. Зато знаю, что есть упорство — если я задаюсь какой-то целью, то часто ее добиваюсь.

Кто твои спонсоры сегодня и чем они тебе помогают?

Спортмастер. Они помогают несколькими брендами: Columbia — одежда; Volkl — горные лыжи; Marker — крепления; Uvex — оптика (маски, очки). И конечно, я получаю реальные деньги. Еще они мне очень доверяют — я сама выбираю куда ехать, в каких мероприятиях участвовать и чем заниматься.

Правильно будет сказать, что ты прорайдер номер 1 среди девушек в России?

Не знаю, первая или нет, но точно знаю, что среди лыжниц у меня самые лучшие условия контракта.

Есть ли какая-то дискриминация по отношению к девушкам, если сравнивать с мужчинами?

Никакого ущемления своих прав я не чувствую. Спонсоры понимают, что у мужчин и женщин разные пределы возможностей, и нас никто не заставляет делать такие трюки, которые мужчины делают на пределе. Просто, мы более аккуратны в катании.

У женщин своя шкала, по которой оценивается класс райдера.

Кстати, не всегда спонсоры оценивают качество катания. Некоторые смотрят на внешние данные и количество поклонников и лайков в инстаграме. И красивая девушка, с очень средними показателями в катании, иногда может получить интересный контракт. Вот как бывает.

Фрирайд — это опасно для здоровья? Я не профессионал, но пара травм есть в арсенале, связанных с фрирайдом.

Фрирайд, на мой взгляд, не опасней футбола. Если здраво подходить к катанию, то со здоровьем все должно быть в норме. Я давно во фрирайде и за это время только однажды сломала пястную кость. Это настолько незначительная травма, что никак не повлияла на распорядок моей жизни тогда.

Не может быть! Я ожидал длинный список ранений, гармонично дополняющий твой образ прорайдера. Очень удивлен. А как же быть со всеми этими травмами, о которых я постоянно слышу и вижу у именитых зарубежных спортсменов?

На Западе среди мужчин большая конкуренция и им приходится часто рисковать, но и они стараются быть осторожными. Потому что серьезная травма может выбить тебя из игры на один-два года, а может и навсегда. Всякое случается, но чтобы райдеры повально лежали в больницах с многочисленными травами — такого нет.

Попадала ли ты в лавины?

И опять тебя разочарую — нет! Чтобы вот так глубоко под лавину — не было. Стараюсь быть осторожной. Когда я чувствую, что снег подо мной может “поехать”, я сразу прикидываю, какие меры предосторожности принять.

Но люди в лавинах гибнут каждый год. И в менее, казалось бы, опасных ситуациях. Недавно в Шерегеше, с его нулевой лавинной опасностью, задохнулся человек, упав в “карман” под елку.

Это типичная ситуация, о таких надо знать. Люди падают в карман вниз головой, и там кричи-не кричи, никто тебя не услышит даже в метре. Снег глушит любые звуки. Упавший начинает барахтаться и еще больше застревает, потому что снег осыпается. В результате, человек задыхается. На YouTube есть примеры, когда друзья чудом спасали людей в таких ситуаций.

Надо учить и применять правила техники безопасности при катании вне трасс, и не рисковать зря. Например, ни в коем случае не кататься одному вне трасс, пока нет опыта.

Есть высказывание “No friends on a powder day (в день паудера лучше без друзей), ты согласна с этим?

В паудер дей лучше с правильным друзьями, я бы так сказала, потому что время в дружной компании хорошо катающихся людей — не с чем не сравнимое удовольствие. Это и веселье, и взаимопонимание, и кайф. Если же друзья еле-еле стоят на лыжах, то это мучение, и я ухожу кататься одна. А что делать.

Твой вклад в развитие горных лыж, фрирайда?

Не так много получается сделать. Работа занимает много времени — съемки, переезды. Регулярно отчитываюсь о работе спонсорам — почти ежедневная работа. Если говорить про какую-то конкретную пользу, то я пишу про технику и тактику ски-тура. Это сегодня новое направление в нашей стране и о нем мало информации. Сейчас я пишу на своем сайте — annakhankevich.com , а раньше я вела блог на ski.ru, там тоже есть полезная информация.
Еще я участвовала в проекте riders . Это приложение, где размещено огромное количество горнолыжных и сноубордических трюков. Мы наполняли раздел о фрирайде.

Как найти спонсоров?

К спонсорам лучше идти с конкретным планом, в котором излагается то, как ты можешь помочь в раскрутке бренда. Я пришла к своим спонсорам с результатами соревнований и съемками в фильме, кажется Ажиотаж, который снимала студия Action Brothers. На тот момент у меня уже были публикации — на risk.ru интервью, было портфолио с хорошими фотографиями.

В чем конкретно заключается работа со спонсорами. Что они от тебя хотят, когда выходят на тебя?

Сами они не будут выходить! Райдеру надо самому выходить на спонсоров.

Дальше, если вы заинтересуете спонсора, вы обсуждаете план действий с учетом их политики продвижения. Для Спортмастера я пишу отчеты о посещениях интересных мест во время катания. Стараюсь попасть в печатную прессу, хотя она и не так широко представлена в горных лыжах, а также делать видео ролики. До последнего времени активно участвовала в соревнованиях, что позволяло мне хорошо светить своими спонсорами на публике. Регулярно транслирую информацию через соцсети: фейсбук, инстраграм, в контакте.

Как читателям стать прорайдерами?

Сегодня, думаю, стать прорайдером несложно. Конкуренция не такая сильная, как на Западе. Надо просто много тренироваться и верить, что у тебя-то точно все получиться. Делая это, вы обязательно станете интересным объектом для спонсоров.

Главное, не терять веру в себя и знать, что самое интересное еще впереди. До встречи в горах.

Фотографии из архива Анны Ханкевич

Аня Ханкевич еще не освоила нашу систему публикации. Так что пока побуду ее "связным" с пользователями сайт:)))

Мистический опыт или как я выиграла Nissan Mistic Xperience 2010

Анна Ханкевич

Пролог

После победного участия в Snowweek в конце января я запланировала поездку в Европу для участия в FWQT. Благодаря моим спонсорам – Halti, я имею не только качественную одежду, но еще и Шенгенскую мультивизу на 90 дней, и с ней путешествие по Европе стало гораздо более реальным. У меня не было зарезервировано никаких гостиниц, не было никаких идей по передвижению от одних соревнований до других… Были только билеты на самолет и двое друзей – Миша Крутянский и Андрей Арсеев, которые к тому времени уже месяц скитались по Европе на своей машине.

FWQT – Freeride World Qualify Tour – серия соревнований по фрирайду, которые проходят по всему миру, и результаты которых суммируются в конце сезона в общий рейтинг. Согласно этому рейтингу лишь несколько райдеров проходят в основной тур FWT. В феврале в календаре соревнований FWQT было семь стартов. Отбрасывая соревнования в Америке и трехзвездочные контесты (на которые бы меня просто не взяли из-за отсутствия рейтинга), я заявилась на три соревнования – Freeride de Flaine во Франции, Stimorol Engadinsnow в Швейцарии и Nissan Mystic Xperience в Италии.

Перерыв между двумя последними был больше недели. Переехав из Швейцарии в Италию, в регион Montеrosa, мы не без проблем (были детские каникулы и всё было занято) устроились в милом дешевом кемпинге в Gressoney Saint Jeant с одной двухспальной кроватью на троих -)

В процессе катания все время высматривали возможные места для проведения соревнований. Но в зоне катания Monterosa этой зимой очень мало снега. Весь разрекламированый freeride paradise представлял собой могул с камнями, даже на маршрутах, требующих спуска по веревке… Мы все же нашли одну интересную на наш взгляд стенку и потренировались на ней. Но выбор трассы стартов нас немало удивил…

Действие первое – Регистрация

Несколько хвалебных слов в адрес организаторов соревнований. Заполнив регистрационную форму на сайте, я получила ответ, что являюсь участником соревнований, хотя на тот момент не имела никаких FWT очков. Также без проблем зарегистрировались Миша и Андрей. Последовала небольшая переписка с вопросом о страховке (я просто выслала номер полиса обязательного медицинского страхования), а также с просьбой оплатить стартовый взнос заранее. Просьбу эту в силу своего раздолбайства и отсутствия банковского европейского счета я выполнить не смогла, но организаторы пошли мне навстречу и разрешили оплатить непосредственно перед соревнованиями.

Стартовый взнос немаленький – 50 евро. Но! За эти деньги ты получаешь:
- прекрасную четкую организацию
- Скипасс на два дня на всю зону катания (а это уже 70 евро)
- ланч на два дня и/или красивый номер в подарок
- мешок с сувенирами от спонсоров.

На старты было запланировано 3 дня – квалификация, финал и запасной день на случай плохой погоды. За несколько дней до заездов приходит вежливое письмо, правда на итальянском, что в связи с плохим прогнозом погоды заезды переносятся на день позже.

19-го февраля вечером в маленьком баре проходит riders meeting. С радостью встречаем Веронику Сорокину, которая приехала из Chamonix.

Огромный плюс Mystic Xperience - в квалификации участвуют абсолютно все, вне зависимости от рейтинга и прошлых заслуг. В финал пройдут 19 лыжников из полусотни, и 5 лыжниц из 13. Шансы конечно выше, чем в Engadin, но...

Оглядываю соперниц. Hanna Fisher – призер во Flaine – крупный специалист по очень крупным дропам, Olivia Benoit - призер в Engadin – мастер по выбору очень сложных линий, пара норвежек…

Вытягиваем стартовые номера – я ровно сотая. Порядок старта в квалификации – сначала лыжники, потом лыжницы. Показывают фотографию стенки – я ничего не вижу в толпе высоких плечистых райдеров-) и организаторы мне высылают на почту фото трассы… Вечером рассматриваем трассу – и очень удивляемся. Мы неоднократно проезжали мимо этой россыпи камней на скалах, думая – вот сюда бы метр снега – и было бы зачетно! В последний снегопад за день до стартов конечно выпало, но жалкие см 15-20.

Утром долго стоим с биноклем и фотоаппаратом. У меня линия находится без проблем. Сверху поле со снегом – единственный нормальный заезд на всей трассе, пару небольших дропчиков с камней по ходу, и затем планирую впрыгнуть в кулуар в нижней гряде скал. Но уже второй проезд разрушил мои планы – лыжник делает дугу на снежной полке перед местом моего отрыва и обнажает россыпь камней. Скрестись среди камней– не вариант! Я в панике! Срочно ищу замену линии – ладно, просто проеду этот небольшой кулуар по прямой, а прыгну с камня ниже выхода из кулуара… Так и произошло. В ходе заезда я выдержала линию, не останавливалась и нигде не заблудилась (хоть это было не просто – сверху не видно ничего).

Итог квалификации - первая Hanna c мега-дропом, с пролетом не меньше, чем у Миши, вторая – француженка c даблдропом в конце, которому предшествовали долгие раздумья со спуском лесенкой. Вот и верь после этого заявлениям судей, что главное – флюидность движения… Вероника проехала ту линию, которую я планировала изначально - она четвертая. Я пятая. Но главное – я прошла в финал!

На вечерней сходке вытягиваем стартовые номера на финальный заезд. Вероника стартует первая среди лыжниц, я – пятая и последняя. Мише повезло – он должен ехать первый среди лыжников. Как выяснилось позднее, организаторы всё перепутали и Миша ехал 17-ым.

Финальную стенку показывают на фото, но не понятно, где старт и где финиш. Судьи несколько раз повторяют, что прогноз погоды не очень хороший, и с вероятностью 50% финал не состоится. Тогда в рейтинг пойдут результаты квалификации. Мише это на руку – он пока шестой, и вечером я слышу от него – «хоть бы не было финала!» Но у меня иная ситуация – я пятая из пяти финалисток, и вне зависимости от проезда ниже не опущусь-) А вот подняться - есть шанс, но для этого надо рисковать. С настроением нереально зажечь в финале я засыпаю…

Действие второе – финал

Но утро разрушает мои мечты. Всю ночь дул сильный ветер и состояние снега на трассе просто отвратительное. С одной стороны все сдуто до льда с камнями, с другой – очень мерзкая ветровая корка, а для разнообразия есть еще парочка сошедших и застывших лавин… Конечно, мои Amplid Teddy Barely Legal очень хороши на расколбасе, но на корке удачнее бы был выбор Amplid Cholesterone с рокером…

При таких снежных условиях рисковать совсем не хочется, доехать бы живой и невредимой до финишных ворот. Выбираю самую спокойную линию в правой части склона с небольшим кулуаром в верхней части и парочкой дропов в нижней. До стартовых ворот надо идти пешком вдоль трассы минут сорок, и моя линия идет параллельно тропе. Во время подъема понимаю, что весь спуск по корке, и что заход на мои дропы не виден из-за большого плоского поля перед ними. Заключительный сюрприз – стартовые ворота расположены таким образом, что на мою линию надо заходить продолжительным траверсом. Я снова в панике… Я всегда старалась выбирать максимально спрямленные траектории без траверсов и переездов поперек склона. Вероника меняет линию и едет по центральной части, но я не могу туда ехать – плохо помню ту часть склона, и даже фото мне не поможет. Ладно, будь что будет, поеду, как и задумывала.

Спрашиваю разрешения у судьи стартовать правее, и ухожу ближе к моей линии. Отсюда стартуют лишь девочки-сноубордистки – самая слабая категория в соревнованиях. Понимаю, что по основному критерию – выбор линии – я проигрываю своим соперницам. Лишь норвежка стартует с той же точки, что и я. У меня есть только одно преимущество – я ведь еду последняя среди лыжниц. Вероника проехала по центру, несколько раз прыгнула, но останавливалась перед прыжками. Hanna отлично проехала верхнюю часть, прыгнув даблдроп. Но потом долго стояла в каменистом кулуаре в нижнем поясе скал. Норвежка едет линию, близкую к моей, очень быстро, но без прыжков. Четвертая - Olivia - стартует и скрывается за перегибом в зоне сплошных скал, если я правильно помню трассу. Я следующая…

Пытаюсь настроиться… Но тут заминка. Француженка никак не выйдет к финишу. Через несколько минут к месту, куда она скрылась, подлетает вертолет и зависает на несколько минут. Я в полном неведении – ведь я стою в стороне от основного старта и не могу ничего слышать. Через 5 минут томительного ожидания расстегиваю клипсы на ботинках, затекли ноги. Через 10 минут, по пятому кругу настроившись и расстроившись, я уже ничего не хочу… наконец слышу «Anna, five seconds» Три, два, один.. Ну всё, вперед!

Как всегда во время заездов, воспоминания сохранись лишь отдельными отрывками – картинками. «Где же этот заезд в кулуар - блин, какой же он узкий – прыгаю из него на лавинный расколбас, лишь бы устоять! А вот и долгожданное поле, надеялась отдохнуть, но корка не дает расслабиться – как уже устали ноги… Заход на первый дроп – он слишком резкий, беру правее – приземлила, быстро левую дугу на второй дроп – побольше бы ходов – на приземе будет корка – устояла! Осталось лишь дотерпеть до финиша».

После финиша долго пытаюсь восстановить дыхание. Потом спрашиваю в рацию Андрея – Ну как?
«Ну…Нормально…Ты что, промахнулась мимо прыжков?»

По его тону понимаю – всё совсем плохо. Ну ладно, четвертое место (исключая травмированную француженку) – это тоже результат…

Начинаю решать, стоит ли дожидаться награждения, ведь мне надо срочно выезжать, завтра в восемь утра самолет из Женевы, а это по другую сторону Альп. Hanna помогает найти попутчиков-щвейцарцев, которые едут в Женеву после награждения. Кстати, объявление результатов происходит прямо на горе, через час после финиша последнего участника.

Happy End

«Объявляем результаты в категории ski women. 4-е место – Вероника Сорокина, 3-е – Anne May Slinning, 2-е – Hanna Fisher. В голове проносится шальная мысль – про меня забыли?!

And the winner is Anna Khankevich!» (у европейцев проблема с правильным произношением моей фамилии, получается Канкевич, первая буква Х им никак не дается-))

Степень моего удивления и радости невозможно описать словами. В эту победу я не могу поверить до сих пор…
Огромное спасибо моим спонсорам Amplid, Halti, интернет магазину Ampshop.ru
А также моим замечательным компаньонам по этой поездке Мише Крутянскому и Андрею Арсееву, без которых эта поездка не состоялась бы.

«Сомневаешься – не делай, делаешь – не сомневайся. Я очень люблю горы, а также ощущение от катания по свежему снегу. Все это дает фрирайд», – говорит победительница Sheregirls-2011 32-летняя Анна Ханкевич. В интервью «Большому спорту» Анна делится некоторыми профессиональными секретами и рассказывает о планах на сезон.

В последние годы наметилась тенденция омоложения состава участников, как в олимпийских видах, так и во фрирайде. Не чувствуете себя неуютно среди молодежи?
Спасибо за «приятное» замечание относительно моего возраста. Однако я не вижу вокруг себя молодежи. К сожалению, в России не появляется новых имен, а особенно в женском фрирайде… За последние три года ни одной молодой и перспективной девушки не появилось на нашей сцене – и это меня очень настораживает и огорчает. Есть пара имен на фристайловой сцене – но им всего года на 3-4 меньше, что не принципиально. (Конечно, есть Аня Орлова, которая вдвое меня моложе – но пока не понятно, насколько успешным будет ее ньюскульное будущее). Более того, в российской сборной по лыжному хаф-пайпу одной спортсменке 41 год. А если говорить про международный фрирайд – то возраст около тридцати самый распространенный. Так что я не выделяюсь среди остальных.
Конечно, когда катаюсь в сноупарке – как правило, меня окружают парни, которые теоретически годятся мне в дети… Но при этом мы общаемся на равных, они меня подбадривают, когда я боюсь прыгнуть с бига. А всех морщинок за маской не видно.

Когда вы решили перейти от сноуборда к лыжам и почему в последних получается лучше?
Переход произошел лет пять назад. Почему у меня лучше получается на лыжах – мне сложно понять самой. Может, есть природная склонность к тому или иному виду спорта.
А может, повлияло то, что на сноуборде я много работала инструктором – это приучает кататься очень аккуратно и неагрессивно.

Фрирайд – довольно опасный вид. Как боретесь со страхом? О чем думаете перед выступлением?
Есть несколько рецептов борьбы со страхом. Но их достаточно сложно выразить в тексте. Обычно я рассказываю и тренирую борьбе со страхом на своих семинарах.
Вот какие мысли меня посещают перед соревнованиями – самые разнообразные. Страха нет, есть крайнее волнение. Оно не связано с опасениями упасть и получить травму, это более сложное чувство. Скорее страх не оправдать собственные ожидания, упасть в своих глазах.

Залог успеха во фрирайде – правильный выбор «трассы». Как можно этому научиться? Доверяете «внутреннему чутью»?
Лучший способ этому учиться – много участвовать в соревнованиях и внимательно анализировать полученный опыт.
Обычно я логически выбираю две линии, продумываю крайне внимательно оба варианта. Ставлю приоритет на одну линию, но вторая тоже вероятна. А уже окончательный выбор делаю интуитивно, временами незадолго до старта. Причем на этот выбор могут повлиять и внешние факторы – например, если половина участниц поехала по приоритетному варианту – я выберу другой. Но, как правило, я остаюсь на основном варианте.
Кстати, отдельная задача – проследовать выбранной линией в процессе заезда, ведь часто она не видна сходу и легко пропустить ключевые элементы, дропы во время движения. Всему этому можно и нужно учиться, но это материал не одной статьи.

Съемки в лыжном видео – это удовольствие, способ прославиться, заработать или что-то еще?
Известность сама по себе мне не нужна. Слава нужна моим спонсорам (Columbia, Volkl, Julbo) – то есть для меня это способ заработать, при этом занимаясь любимым делом – катанием на лыжах. Удовольствие я получаю от конечного результата, когда вижу финальные ролики или посещаю осенние премьеры лыжного видео.

Минувшей зимой вы катались в Приэльбрусье. Потерян ли этот регион для российских фрирайдеров после известных печальных событий? Если ли в России пока не освоенные, но перспективные с вашей точки зрения места для катания?
Приэльбрусье для меня очень важное место, «колыбель Российского фрирайда». Я сама начинала кататься там. И меня очень расстраивает складывающаяся обстановка. Надеюсь, что кризис уже миновал, и дальше всё будет развиваться по более удачному сценарию.
В России много гор и снега! Соответственно, очень много крайне перспективных мест, совершенно не освоенных. Что мешает горнолыжному сервису в России развиваться, я не понимаю. Но сейчас большинство лыжников предпочитают поездки за рубеж, вкладываются в развитие европейского туризма. Очень обидно, но я не в силах изменить ситуацию. И сама собираюсь провести большую часть сезона в Шамони.

Freeride World Tour для вас – это…?
Серия соревнований, в которых я принимаю участие. Пока со средним результатом – в рейтинге прошлого года я на 24ой позиции. Добиться лучшего результата мне помешало только отсутствие времени, ведь из-за большого количества съемок я смогла принять участие только в двух стартах. В итоговый рейтинг идут три лучших результата, а у меня только баллы за два. Если бы я просто приняла участие в одном из Российских этапов FWQ – например, на Домбае – я могла бы быть в первых пятнадцати.
Я поздно стала принимать участие в мировом туре. Два года назад они отменили женский зачет на этапе в Красной поляне – куда я имела гипотетическую возможность попасть по wild card. Соответственно, теперь мне приходится пробиваться через серию отборочных этапов, это более долгий и сложный путь.

Как вы зарабатываете на жизнь? Если ли финансовая отдача от фрирайда?
Мне помогают мои спонсоры. У меня есть бюджет, которого при аккуратном расходовании хватает на некоторые поездки. Также призовые деньги. И иногда я работаю инструктором. Естественно, я не ставлю перед собой задачу заработать, просто иметь возможность побольше времени проводить в горах.

Чтобы совершенствоваться, нужно ставить перед собой цели. Какие они для вас? Какие планы на дальнейшую карьеру?
Мои планы достаточно конкретные. В этом году я хочу больше времени уделить тренировочному процессу. Для этого я собираюсь поехать в Шамони. Нужно достигнуть хорошего рейтинга FWQ – для этого планирую принять участие в нескольких международных стартах.
И, наконец, я мечтаю о съемках в иностранном лыжном проекте, но как осуществить это пока не знаю. Летом планирую принять участие в школе гидов и посетить Южную Америку.

Вы закончили психологический факультет МГУ с красным дипломом. Насколько вы связаны с психологией сейчас? Кем видите себя лет через 20?
Все мои связи с психологией прекратились по окончании университета. У меня была специализация – психофизиология, научные исследования работы мозга. Это очень интересно, но, к сожалению, на заработок младшего научного сотрудника невозможно существовать (по крайней мере, в те годы в России).
Думаю, что через 20 лет моя жизнь будет кардинально иная, но какая именно – пока не могу сказать. Мне интересно пробовать разные жизненные модели, и я надеюсь, что через 20 лет я буду достигать очередные цели в чем-то совершенно ином.

журнал SKI-STYLE (11) 2008) "Не по-детSKI"

Сестра богини Skade
Аня Ханкевич

Skade (Скади) –богиня-лыжница,

покровительница охоты у древних норвежцев,

в современной интерпретации богиня-райдер.

Аня катается больше шести месяцев в году и в полной мере является профессионалом. Переход на лыжи преобразил ее как райдера и человека, уровень ее агрессивности стал очень высоким. Аня катается лучше многих парней – участников соревнований по фрирайду, то же и в ньюскуле. В летнем лагере уверенно ставила 360 и switch 180 с 12-метрового биг-эйра, заходы и сходы на слайдбоксы на 270. Но главный соперник у нее – она сама, ведь только так можно стать лучшей.

– Ну что, А.А. (Анна Андревна), как провела год?

Это был интересный сезон, я довольна! В конце октября ездила в Майрхофен, раскаталась, правда, парк в это время не в лучшем состоянии, но все же лучше чем ничего. В начале сезона была неприятно удивлена, как много приобретенных свежих навыков теряется в межсезонье! Половину из того, что я делала в летнем лагере на Эльбрусе 2007 и в августе в Швейцарии, пришлось учить заново!
В ноябре поехала в Финляндию, в Руку. Надеялась, что там будет парк, но оказалось еще рановато, были только джиб-фигуры. Там начала уверенно чувствовать себя на перилах.
Второй сезон подряд весь декабрь провожу в Шерегеше. Замечательное место с точки зрения снега, его там много и это настоящий паудер!!! Еще неплохой лес, хотя перепад конечно мал и рельеф отличается от нормальных гор. После Шерегеша значительно уверенней чувствую себя в глубокой целине и катании в лесу.
В начале декабря там проходит мероприятие под названием «бАльшой снег», в заключительной его части, ночном джибе, я приняла участие. Мы вдвоем с Гришей Корнеевым разломали деревянные столы, которые использовались в качестве фигур! Основное внимание уделялось, как обычно, сноубордистам, были и другие проколы с точки зрения организации, но все равно – очень весело!
В середине января из Шерегеша отправилась в Новосибирск, там 20 января проходил контест исключительно для лыжников – New School Contest «Air Shock». Для этого соревнования возвели специальный биг-эйр – на сноубордический трамплин, который стоял по соседству, лыжников не пустили. Под трамплином поставили бокс и перила, но хотя заявляли слоупстайл, реально судили только трюки на трамплине. Я там участвовала единственная из девушек, кроме того, это был мой первый опыт прыжков с таким пролетом, поэтому это делала только прямые прыжки с грэбами. Но как единственная девушка, получила приз зрительских симпатий.
Не возвращаясь в Москву, перед поездкой в Банное, решила посетить уральские горы, познакомиться с парками. Побывала в парке Екатеринбурга и на Волчихе, это недалеко от города. На Волчихе парк выведен великолепно, но совершенно ледяной. Говорят, там такая роза ветров, что все сдувает. Толком потренироваться на этой жести не получилось.
В конце января на озеро Банное, за неделю перед соревнованиями БГВ сделали парк, и неплохой. Правда, подъемник работал через раз, но пока он не работал, можно было ходить пешком и прыгать. А когда эту бедную швабру 1970 года издания все-таки возвращали к жизни, то со всех требовали оплаты парка в немаленьком размере. Пропускная способность этого чуда техники была 20 чел/ч, не больше, и образовывались очереди. Сам парк оказался хорош, там я познакомилась с кинковыми фигурами. Также было два трамплина в линию, хорошие. Но через неделю все снесли и стали строить фигуры уже для соревнований.
Для тех, кто пока еще не готов прыгать с биг-эйра с огромным пролетом, устраивалось развлечение под названием Street Battle of Tele2. Были представлены следующие фигуры: два холодильника, два телевизора, бочка с заграждением. Я победила в номинации «Лучшая девочка» и получила самый большой за свою карьеру денежный приз – 5000 рублей.
14 февраля прилетела в Красную Поляну. В этом году там были невероятные снегопады! Пожалуй, это было лучшее катание за сезон! Особенно, когда после пары недель все-таки включили четвертую очередь и стали пускать до подсадки.
В начале марта в Красной поляне устраивались соревнования по фрирайду. Участвовали 30 приглашенных организаторами райдеров, мне разрешили принять участие вне зачета.
После Поляны на неделю съездила в Швейцарии, но, к сожалению, не видела последнего этапа Freeride World Tour, поскольку должна была лететь на Эльбрус. В этом году на Эльбрусе прошел фрирайдовый ElbrusOpen, но это тема отдельного разговора.
После Эльбруса я принимала участие в майском лагере в Кировске Vans North Action, заняла второе место на соревнованиях Nikita GirlfriendsBattle.
Ну и заканчивала сезон на Эльбрусе, в летнем лагере. Там провели любительские соревнования для лыжников, как обычно, я была единственной участницей и заняла 7-е место из 13 человек.
Еще посетила Now Snow Jib Picnic в июле в Канте, каталась по щеткам.

– Это все довольно дорого, где находишь бюджеты для поездок?

Денег всегда мало... Все, что зарабатываю инструктором, уходит на катание. А на остальную жизнь стараюсь тратить по минимуму: у меня нет машины, телевизора, телефон самый дешевый. Но для меня это мало значит, главное, что я свободна, в отличие от работающих в офисе, и могу позволить себе много кататься.

– Скажите, А.А., вот вы уже такая тетенька, не кажется ли вам, что вы глупо выглядите на соревнованиях по НС среди подростков?

Не мне оценивать, как я выгляжу со стороны... (Но этот вопрос я тебе припомню.)

– И все-таки?

Считаю, главное – не возраст, а что демонстрирует райдер. Если я соревнуюсь с девушками, то уверена в своем уровне и в том, что буду в призерах. Если соревнуюсь одна среди парней, то горжусь, что участвую единственная и стараюсь показать хоть что-то. А еще – в маске и бандане возраст не очень легко определить...

– Как начинала кататься?

Не помню, давно было. Родители поставили, потом в секцию отдали. Сначала пытались на гимнастику, но туда не взяли, тогда отвели в горные лыжи.

– Банально – сколько тебе лет, откуда, где живешь, кем работаешь?

Родилась 29 лет назад в Москве, здесь и живу иногда. Работаю инструктором.

– Чем занимаешься, когда нет снега?

Путешествую. Люблю горы, поэтому езжу и без лыж. В этом году была в Фанских горах и в Абхазии. Тренируюсь. Иногда работаю инструктором на горнолыжном тренажере.

– Какими видами спорта занималась/занимаешься?

Горные лыжи, сноуборд, альпинизм, туризм, футбол.

– Аня, лыжи-лыжи, а как же тонкая женская душа?

Это сложный вопрос, есть ли душа... Мне как психофизиологу по образованию не приходилось видеть ее материального или физиологического субстрата. Пока для меня самое главное – это лыжи. Это важно. Конечно, важна моя семья, мое психическое и физическое состояние, важен мир во всем мире... Но актуальней всего лыжи и все связанное с ними, потому что пока лыжи доставляют мне максимум положительных эмоций.

– Скажи-ка, А.А., а читала ли ты тезку свою – А.А.? Впечатляет ли тебя такое творчество?

Я прозу больше люблю.

– «Отверженные» Гюго читала?

В школе. У Гюго больше нравится «Человек, который смеется». Ахматову, естественно, читала, как и любой нормальный человек.

– Что из прозы любишь больше всего?

Стругацких, Довлатова, Гессе, список продолжать? Если точнее: «Хищные вещи века», «Зону», «Игру в бисер» – соответственно.

– Что ты окончила (как психофизиолог) и используешь ли свои психофизиологичские знания в лыжах?

Окончила МГУ им. Ломоносова, факультет психологии, с красным дипломом. Знания эти далеки от реальной жизни и неприменимы пока на практике.

– А у тебя есть семья? Какие мужчины тебя впечатляют?

Ну вот, началось... Ты же знаешь, необходимое требование к моему потенциальному мужу – чтобы приземлял sw720! А если серьезно, то очень сложно найти человека, обладающего схожими интересами. А если интересы разные, то и жизнь будет разная, а какая это семья? Поэтому пока не планирую серьезную семью – муж, дети... Может это будет моим следующим этапом, а может, и нет.

– Ты офигенно катаешься на сноуборде, но в Кубке России по фрирайду не поднималась выше пятого места, что мешало?

Мне кажется, причина в том, что я на сноуборде больше работаю инструктором, чем катаюсь сама. Когда ты инструктор, привыкаешь кататься аккуратно и осторожно, ведь нельзя упасть перед учениками и нельзя ехать быстро, потому что они за тобой не успеют. И нельзя прыгать со скал, потому что они могут травмироваться... В итоге я на сноуборде катаюсь очень аккуратно и неагрессивно, что сказалось на результатах. На лыжах этого не произойдет!

– Почему на лыжах так прорвало?

На то есть несколько причин. У меня есть опыт занятий в горнолыжной секции – это база, без которой сложно достичь результатов. Еще мне помогает опыт фрирайда на сноуборде. Моя упертость. Много тренируюсь, стремлюсь к совершенству. Много трачу сил, времени и денег на то, чтобы стать лучшей. Так что про «поперло» не могу сказать, что мне просто повезло, это не так. Мои успехи – закономерный результат потраченных усилий.

– Расскажи, кто твои соперницы, сколько им лет, чем ты от них отличаешься, отдельно фристайл и фрирайд.

Не очень давно занимаюсь фристайлом, поэтому плохо знаю соперниц, наверняка со многими еще не знакома. Самая главная соперница – Оля Журавлева, замечательная девушка с Камчатки. Мы познакомились с ней в Красной Поляне в этом году и потом соревновались на Nikita Girlfriends Battle, во время майского лагеря в Кировске. Она великолепно и агрессивно джиббит, набор ее трюков на перилах больше моего. С трамплинов, на мой взгляд, прыгаем одинаково. Оля говорит, что ей интересен только джиббинг, трамплинам уделяет меньше внимания. Я пытаюсь развиваться во всех направлениях. Учитывая, что занимаюсь НС меньше Оли, надеюсь в следующем сезоне составить ей достойную конкуренцию.
Есть Женя Андерсон из Питера, близко я с ней не знакома, но она тоже была на женском контесте в Кировске. Она хороший джиббер, и у нее водный трамплин рядом, а это много дает для фристайла. Больше никто не запомнился. Я уверена, что есть много молодых и талантливых девушек, но они не участвуют в соревнованиях, а жаль...
Во фрирайде ситуация с соперницами гораздо лучше. Надо сказать, я только первый сезон участвую в соревнованиях по фрирайду в лыжном зачете. В этом году на Elbrus Open в финальном заезде ехали 5 девушек (в сноуборде только одна) и все девушки хорошего уровня, разброс результатов после полуфинала был в пределах одного балла. Нет однозначного лидера, который выше остальных на голову, и это делает соперничество интереснее. Есть Света Кузнецова, она тоже недавно перешла на лыжи со сноуборда и на лыжах восхищает меня не меньше, чем на доске. Вероника Сорокина первой из российских лыжниц принимала участие в отборочных соревнованиях международного фрирайд-контеста. Но не так давно она получила серьезную травму колена, и это сказывается на катании. Юля Матвеева много времени проводит на Эльбрусе... Все соперницы достойны того, чтобы о них рассказать, но, может, лучше поговорим обо мне?

– А что тебя мотивирует, в какой момент ты вдруг превратилась в ярого спортсмена?

Человек проходит определенные этапы в жизни. Сначала я была учеником-студентом, потом работала в офисе, потом была инструктором, потом стала спортсменом... В какой-то момент понимаешь, что все взял от одной своей роли и переходишь к другой, начинаешь что-то новое. Всегда этот переход сложен, ведь ломается привычный образ жизни, меняются интересы, круг знакомых... Но этот переход необходим, иначе загниваешь. Вот так стала ярой спортсменкой, а до этого была ярым инструктором, а до этого вполне успешным и тоже ярым менеджером. Для меня такие переходы получаются раз в несколько лет. Жаль только, не перешла в спортсмены раньше, но так уж получилось...

– Ты стремишься соперничать с мужчинами?

Не стремлюсь соперничать, а стремлюсь следовать за мужчинами – кататься за сильными райдерами, прыгать с парнями. Хочу, чтобы мое катание со стороны выглядело так, что едет парень.

– И какие ставишь цели и задачи на данный момент?

Долгосрочных – больше чем на год – задач вообще никогда не ставлю. Краткосрочные цели (очередность не важна):
– стать лучшей в России ньюскул-лыжницей;
– стать лучшей в России лыжницей-фрирайдером.
Для этого нужно решить следующие задачи, причем быстро:
– найти спонсоров, потому что своих денег на тренировки не хватает.
– хорошо раскататься перед сезоном, планирую это сделать на Эльбрусе;
– поставить backflip и 540.
Весь октябрь работала шейпером джиб-парка в трубе, в результате мой уровень в джиббинге уже сейчас резко вырос. А еще мечта – участвовать в отборочных соревнованиях на Freeride World Tour.

Расспрашивал Иван Малахов «Mad»